01.07.2016 Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) подтвердил, что на прошедшем Критском Соборе по богословским мотивам не подписал текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", а документы "Миссия Православной Церкви в современном мире" и "Таинство брака и препятствия к нему" были подписаны им с оговорками».
1. Владыка сообщает, что, по его мнению, на Критском соборе фактически были отвергнуты все поправки, предложенные делегацией Элладской Православной Церкви.
2. Документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" с самого начала вызывал беспокойство митрополита Иерофея, но он до конца надеялся, что он будет исправлен благодаря поправкам Элладской и других Поместных Церквей.
На Соборе последним критерием истины выступил митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас): "он отвергал поправки, изменял их, или принимал".
В результате, по мнению митрополита Навпактского, "получился незрелый текст", в который до самого последнего момента (даже на стадии перевода на русский, французский и английский языки) вносились изменения.
Владыка полагает, что текст "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" вообще следовало снять с обсуждения. Сам он не подписал этот документ, так он вступает в противоречие с тем, что было им ранее написано на основе учения Отцов Церкви.
3. Митрополит Иерофей рассказал о том, как на соборе была отвергнута поправка Элладской Церкви в документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром": в шестом параграфе предлагалось заменить "Христианских Церквей и Конфессий" на "Христианских конфессий и общин".
В пятницу, когда обсуждался документ "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром", дискуссия зашла в тупик. Румынская Церковь отозвала свою поправку к шестому параграфу "конфессии и инославные общины", оставался выбор между вариантами "инославные Церкви" Кипрской Церкви и "христианские конфессии и общины" Элладской Церкви.
Днем на экстренном совещании делегации Элладской Церкви было принято решение до конца отстаивать позицию Священного Синода Элладской Церкви и предложены ряд альтернативных вариантов: "Православная Церковь знает о существовании инославных" или "других христиан" или "неправославных христиан".
Так как все эти варианты были отвергнуты, Константинопольский патриарх на вечернем заседании публично предложил провести встречу между митрополитом Пергамским и митрополитом Навпактским, чтобы выработать решение.
Митрополит Пергамский Иоанн встретил инициативу прохладно, а митрополит Иерофей заявил, "что это не личная проблема, а вопрос всей делегации Элладской Церкви".
Тогда Вселенский патриарх сказал Афинскому архиепископу, что обязательно необходимо прийти к какому-то решению.
В субботу утром прошло совещание делегации Элладской Церкви, на котором было принято решение предложить вариант "Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий".
После этого Митрополит Навпактский заявил, что не подпишет текст с такой формулировкой.
4. Митрополит Иерофей сообщает, что на соборе имела место резкая критика священноначалия Элладской Церкви за его последовательную позицию. Возможно, это психологическое давление способствовало выработке конечного варианта поправки, которая и была утверждена. "Лично я столкнулся с серьезным давлением и оскорбительным отношением со стороны иерархов. По моей информации давление испытывали и другие члены Элладской Церкви", - сообщает митрополит Навпактский.
Он отмечает, что в окончательной редакции текста среди подписантов есть и его имя. По всей видимости, в случае если текст подписывал Предстоятель, подписи всей делегации включались в него автоматически.