04.05.2016 Московский Пасхальный фестиваль в этом году посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Масштабный форум традиционно представлен несколькими программами – симфонической, хоровой, камерной и звонильной. Причем звонильная, одна из самых востребованных публикой, пройдет в 26-ти храмах Москвы, Петербурга, Звенигорода, Ржева и других городов.
Звонить на Пасху в колокола – обычай древний. Неслучайно праздничную неделю называют звонильной. Чтобы научиться этому мастерству, требуется не один год тренировок. На Пасхальный фестиваль приехали лучшие российские, белорусские, украинские звонари. Они следуют своим местным канонам церковного звона. Но все же манера исполнения у многих сегодня иная.
«Сегодня звонари звонят намного быстрее. Возможно, темп времени, ускорение техническое нашей жизни сказывается и на звоне. Иногда, как на конкурсе Чайковского, многие стараются покорить слушателей темпом. Мелодия сегодня берется от души звонаря. Я как исследователь, ученый говорю: о чем вижу, о том и пою, то есть это сиюминутное состояние звонаря», - рассказывает член Ассоциации колокольного искусства России, звонарь Владимирской церкви (Минск) Елена Шатько.
У каждого участника фестиваля есть основная профессия, быть звонарем – это скорее хобби. Евгений Волков из Тюмени работает врачом-педиатром. Еще в юности пел в церковном хоре, но особенно его интересовали колокольные мотивы. На Пасхальный фестиваль приехал уже 10-ый раз.
«В первую очередь, конечно, необходимо желание научиться, желание постичь традицию колокольного звона. Пасхальный фестиваль, конечно, это большой толчок в плане обучения, в плане развития, то есть это возможность живого общения звонарей», - рассказывает звонарь Храма Всех Святых (Тюмень) Евгений Волков.
Московский Пасхальный фестиваль – это всегда непрерывное общение. На языке камерной, симфонической, хоровой музыки. Колокольные звоны сменяются радостными песнопениями. Хор Мариинского театра исполняет «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.
«Это великое сочинение, великое хоровое полотно. Это такая глубина, такая история распева, это роскошное многоголосие, палитра, раскрывающая палитру человеческих чувств верующего человека, в ней столько света», - говорит дирижер хора Мариинского театра Андрей Петренко.
Для театрального хора исполнять духовную музыку – событие исключительное. Хор Мариинского театра поет «Всенощное бдение» редко – раз или два в год – по особенным случаям.
«Мы всегда с огромной радостью и с огромным нетерпением ждем Пасхального фестиваля, потому что это чаще всего встреча именно с прекрасной музыкой, которую мы слышим порой не додумав, наверное. То есть мы ее поем, слушаем, но здесь какое-то особое ощущение», - делится солистка хора Мариинского театра Мария Шуклина.
Московский Пасхальный фестиваль продлит светлое праздничное настроение. Концерты симфонической, камерной, хоровой музыки, колокольные звоны в рамках фестиваля будут звучать до 17 мая.
Эксклюзивное интервью создателя и художественного руководителя Пасхального фестиваля Валерия Гергиева смотрите сегодня в специальном выпуске программы «Главная роль», в 22.45 на телеканале "Культура".