Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Российские религиоведы создали профессиональное сообщество

05.12.2006 О создании новой профессиональной организации – Российского сообщества преподавателей религиоведения — было заявлено 1 декабря на научно-практической конференции «Религиоведение в системе высшего образования», которая проходила 1-2 декабря на философском факультета МГУ им. Ломоносова. Новое сообщество создано в рамках учебно-методического совета (УМС) по философии, политологии и религиоведению УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.

Основными задачами сообщества является разработка предложений по структуре и содержанию образовательных программ по религиоведению, экспертиза учебно-методической документации. Председателем сообщества на конференции был избран зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор Игорь Яблоков.

Первый доклад «О месте религиоведения в системе высшего образования России» на конференции был сделан проректором МГУ, деканом философского факультета, председателем УМС по философии, политологии и религиоведению, Владимиром Мироновым. Приводя статистические данные по числу подразделений (кафедр, отделений и т.д), на которых преподается религиоведение, он обратил внимание на очевидную тенденцию роста числа российских вузов, желающих открыть обучение по данной специальности, а также на рост конкурса абитуриентов на эти отделения. На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в 41 вузе, где обучалось более 1800 человек.

Говоря о разных формах обучения религиоведению, В. Миронов упомянул как весьма перспективное начинание Свято-Филаретовского православно-христианского института, который год назад открыл факультет религиоведения как отделение дополнительного образования. Он полагает, что столь сложный учебный план, включающий большие блоки по общей истории, философии, истории религии и массе других дисциплин, лучше воспринимается людьми, уже имеющими высшее образование.

Выпускники кафедр и отделений религиоведения пользуются все большим спросом, отметил В. Миронов; они требуются и в учреждениях образования и науки (куда не идут из-за крайне низких зарплат), в органах местной власти, даже в коммерческих структурах.

В целом, «религиоведение сейчас занимает достойное место в системе высшего образования», сделал вывод профессор, однако «его необходимость и актуальность слабо осознается министерским чиновничеством». Последний тезис связан с попытками очередного реформирования системы научной аттестации: по словам выступавшего, в правительстве задались целью так «укрупнить» номенклатуру научных специальностей, чтобы в перспективе их осталось всего 10, но необходимых «для безопасности страны». Реализуя этот план, чиновники якобы «административно-кулуарным» способом решили вычеркнуть из общего раздела «Философия» специальность «религиоведение», оставив там только теологию, сообщил выступавший. Только «случайно» Миронову, по его словам, удалось узнать об этом и «отстоять» религиоведение.

О том, как обстоят дела с религиоведением на Украине, рассказал профессор Анатолий Колодный (Институт философии Украинской АН). Объединившись в профессиональную ассоциацию, религиоведы отстояли целое отделение религиоведения при Академии наук, сохранили религиоведение как обязательный предмет во многих вузах. Украинские ученые поделились опытом взаимодействия с конфессиями в научной работе, в написании учебников и пособий, а также в просветительской работе. Так, своеобразные «десанты» религиоведов выезжают в различные области Украины, проводят семинары и круглые столы с представителями различных конфессий и юрисдикций, разъясняя принципы свободы совести и толерантности. А.Колодный и его коллеги, объявляя себя светскими учеными, почему-то считают себя вправе вмешиваться в церковную жизнь. Так, например, они заявили, что на Украине «должна быть своя поместная православная церковь, а для 20% русских надо устроить экзархат Московского Патриархата».

Инициативы властей также представляют проблему для религиоведов на Украине: президент Ющенко сказал о необходимости ввести в учебных заведениях «этику веры», но «он сам не знал, что это такое». Все поняли, что речь идет о христианской этике, рассказал профессор Колодный, и по выбору родителей теперь в школах преподают христианскую или «гуманитарную» этику. Против этого выступают украинские религиоведы, утверждая, что нельзя «делить детей на христиан и нехристиан». Приходится им «воевать» и против капелланства в вузах и в армии.

Тему «социально-активного религиоведения» продолжила зав. кафедрой религиоведения Тюменского нефтегазового университета Галина Худякова. По ее словам, религиоведение имеет огромный потенциал не только в научном плане, но и как нейтральная площадка, «ничейная земля» для взаимодействия различный религиозных организаций региона с целью поддержания межконфессионального мира, налаживания взаимопонимания и «профилактики религиозного экстремизма». Г. Худякова рассказала об опыте такой работы, которую ведет в Тюмени кафедра религиоведения, активно взаимодействуя с религиозными организациями.

Интерес вызвал доклад зав. кафедрой религиоведения Санкт-Петербургского университета Марианны Шахнович. На конкретно-историческом материале она опровергла бытующее мнение о том, что о религиоведении в России можно говорить только в последние постперестроечные годы, а до этого был сплошной «научный атеизм». По ее словам, религиоведение «как академическая наука» существует уже 150-200 лет. Оформившись окончательно в первой половине XIX в. на основе этнографии и антропологии, религиоведение и в советские годы ухитрилось не только не исчезнуть, но и сложиться в начале 20-х гг. ХХ в. как «сильное научное направление». Созданный учеными дореволюционной школы 75 лет назад Музей истории религии в Ленинграде работал как «академический центр по изучению религий», в котором «трудно было найти атеизм». Нельзя сбрасывать со счетов и фундаментальные, «незаслуженно забытые» исследования 60-70-х гг., в которых под обложкой с названием «Реакционная сущность … (какой-либо религии)» можно было найти глубокие сведения об этой религии, считает М. Шахнович.

В докладах представителей регионов России обсуждались проблемы методологии религиоведения, методики преподавания, места религиоведения в системе гуманитарного образования. Выступали ученые и преподаватели из Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Курска, Челябинска, Новосибирска и Москвы.

Благовест-инфо/Седмица.Ru

Редакция текста от: 05.12.2006 00:00:00