04.09.2015 2 сентября 2015 года на XXVIII Московской международной книжной ярмарки состоялась презентация первого тома собрания сочинений протоиерея Александра Меня — пастыря, проповедника и церковного писателя второй половины XX века. Издание приурочено к двум датам — 80-летию со дня рождения и к 25-летию со дня его трагической гибели.
Участники презентации — священники, ученые и журналисты — поделились своими размышлениями об отце Александре как проповеднике, библеисте и апологете и его самой известной книги «Сын Человеческий», опубликованной в первом томе собрания сочинений.
«Это пятнадцатитомник, подготовленный Издательством Московской Патриархии, — хороший повод поговорить не только о самой книге, но и о Церкви, — отметил, открывая презентацию, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин. — Церкви, живущей и действующей в современном мире. Отец Александр Мень обладал удивительной чувствительностью к культуре в самом широком смысле этого слова, в том числе и к культуре диалога. И если бы не его трагическая смерть, то период времени, который мы сегодня называем "церковным возрождением", мог бы сложиться иначе и сохранить обращение ко Христу в сердцевине своего послания современному человеку».
Влияние книги «Сын Человеческий» на формирование своего духовного мировоззрения отметил главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. «Я с детства читал Евангелие, и это было издание с иллюстрациями Доре. Но когда в 8–9 классе я впервые прочел "Сын Человеческий", то был поражен. Мне открылся совсем другой мир Евангелия. В мое время не было в свободном доступе духовной литературы, не было общения с единомышленниками из церковного мира, — вспоминает священник. — И все это я вдруг получил из этой небольшой и очень емкой книги. Я ясно понял, что все направлено ко Христу — и наука, и искусство, и все, что достойно уважения».
Отец Владимир отметил также, что издание этого собрания сочинений благословил Святейший Патриарх Кирилл. Всякое собрание сочинений, в частности такого выдающегося человека, это явление не только в книжном мире, но и в российском и мировом культурном пространстве. «В подготовке текстов к изданию я чувствовал духовную поддержку со стороны отца Александра Меня, его молитвенную помощь, и это очень помогало в нашей работе».
Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма, построенного на месте убийства отца Александра, рассказал, что часто встречается с людьми, которые пришли к вере благодаря книге «Сын Человеческий». «Люди приезжают в наш храм не только со всей России, но и из-за рубежа. Общий тираж книг отца Александра — 8 миллионов экземпляров. И это большая радость, что к нему добавляется еще одно издание. Я знаю, что сотрудники Издательства проделали огромную работу, готовя это издание, многое пришлось сверять и проверять. Но зато мы сегодня имеем почти академическое издание книги, которое приведет в Церковь еще очень много людей», — сказал отец Виктор.
Настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов поделился воспоминаниями о том, как держал в руках самый первый — самиздатовский — вариант книги «Сын Человеческий». Он знал ее автора с детства. «Это было осенью 1958 г. и первый тираж был 6 экземпляров — столько листов брала печатная машинка. Листы переплели в книжицу, где иллюстрации — картинки из других книг и журналов — были наклеены самим отцом Александром, — вспоминает он. — Друзья говорили ему, зачем ты это пишешь? Никто не издаст твои труды, все это так в столе и останется, да и небезопасно все это. А он отвечал: "Если нам будет, что сказать о нашей вере, Господь найдет пути, чтобы донести до тех, кто это захочет услышать", и продолжал свою работу». И словно в подтверждение этих слов, тиражи его книги во Франции и Италии расходились очень быстро, хотя были и скептики. Отец Александр Мень пишет о Христе так, словно знал Его лично. И в его жизни было немало моментов, когда он действительно имел откровение личного присутствия Христа, говорит священник. «Он всегда говорил: самое главное, что Христос не оставил нам ничего после себя, а сам остался с нами, сказав самые главные слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), — заключил отец Александр Борисов.
Главный научный сотрудник Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский отметил, что один из самых страшных и трагичных узлов российской истории — это разрыв между Церковью и интеллигенцией. «Отец Александр этот разрыв и антагонизм преодолел в самом себе. Он выступал и как священник, и как философ и публицист, и как культуролог», — подчеркнул Евгений Рашковский. В условиях авторитарного режима он был среди тех, кто «сумел пробудить веру в лучшей части русской интеллигенции советского периода, раскрыв перед ней интеллектуальные, эстетические и духовные горизонты Православия».
По словам публициста и телеведущего Александра Архангельского, отец Александр Мень был не только человеком веры, мысли, человеком культуры, но ответственным священником, который работал с огромной паствой, «соединяя всех со всеми». В этом и есть его главный урок для нас. «Как сказал философ Сергей Аверинцев, он был миссионер дикого племени советской интеллигенции», — напомнил Александр Архангельский.
По мнению протоиерея Антония Ильина, 11 лет служившего настоятелем кафедрального собора Брюсселя, отца Александра можно назвать апологетом христианства. «В истории Церкви были христианские апологеты, которые стремились все, что существовало вокруг них в сфере философии, логики и культуры, соотнести со Христом, — сказал отец Антоний. — Точно также поступал и отец Александр, помогая мыслящим людям сделать последний шаг навстречу ко Христу».
Отец Александр Мень был постоянным автором «Журнала Московской Патриархии», и в сентябрьском номере издания за этот год опубликована большая обзорная статья Евгения Полищука об этих публикациях. «Судьба произведений отца Александра удивительна. Его книги прошли через все возможные формы изданий — и самиздат, и тамиздат, и издание на иностранных языках и в России. Мы надеемся, что венцом этой большой издательской программы станет начатое нами новое собрание сочинений», — подвел итоги встречи Сергей Чапнин.