03.08.2015 Американские археологи произвели на свет сенсацию. На раскопках первого английского поселения в США, колонии Джеймстаун (штат Виргиния), они обнаружили останки капитана Гэбриела Арчера, одного из лидеров поселенцев. Уникальность этого открытия в двух сопровождающих его нюансах. Во-первых, в могиле Арчера был обнаружен серебряный реликварий, в котором были найдены несколько костей и крошечный пузырек, наполненный святой водой или кровью. Во-вторых, капитан был захоронен в шестиугольном гробу головой на восток. Подобным образом, указывает американское издание Atlantic, зачастую хоронили католических священников. Отсюда интрига: Джеймстаун был протестантской колонией, но теперь напрашивается вывод, что в ней процветала подпольная католическая община, членами которой состояли некоторые руководители поселения, а сам Арчер вполне мог быть ее лидером или даже тайным священником. «Находка загадочной маленькой серебряной коробки с мощами стало одним из главных сюрпризов, — заявил президент Jamestown Foundation Джеймс Хорн. — Мы все еще пытаемся выяснить, что бы это значило: ведь очень странно обнаружить католический реликварий в могиле лидера первой протестантской церкви в стране».
Американские и английские католические издания, по понятным причинам заинтересовавшиеся открытием археологов, пока что не делают далеко идущих выводов из этого события. Но нет никаких сомнений, что вопросов оно порождает много. Когда в 1600-х г. г. британские маргиналы отправились на поисках счастья в Новый Свет, их религиозная принадлежность имела большое значение. Как пишет американский католический портал National Catholic Register, в начале XVII в. страх и ненависть к «папежникам» переживали в Англии один из наивысших максимумов в истории страны. Разоблаченный «пороховой заговор», подготовлен иезуитами в английских эмигрантских коллегиях Дуэ и Вальядолида с целью убийства короля Якова I, его семьи и британского парламента в 1605 г., привел к принятию ограничительных законов против католиков и серьезным репрессиям. Любой английский католический священник, особенно иезуит, мог был быть заподозрен в подстрекательстве и заговоре против правящего строя. Так что монарх вряд ли бы обрадовался, узнав, что католическая фронда тайно интегрировалась в отряды поселенцев, отправлявшихся на недавно открытый континент. И хотя в 1629 году английской колонии Мэриленд дали свободу вероисповедания, позволив католикам и англиканам свободно исповедовать свою веру, после свержения последнего католического короля Англии Якова II в ходе «Славной революции» 1688 г. мэрилендским католикам пришлось уйти в подполье, так как им запретили публично проводить службу.
Поэтому вопрос о религиозных основах американской нации в ходе ее национального строительства до сих пор решался в пользу протестантизма, который считался «местным», а католичество — «пришлым». Первыми католическими колонизаторами в подобной интерпретации признавались испанцы и французы, которые начиная с XVI века основывали свои колонии от Флориды до Калифорнии. Соответственно, во время войны североамериканских колонистов с европейскими странами католичество с его священниками и монахами из орденов признавались за «вражеских агентов» иностранных государств. История самой католической Америки, отмечает исследователь колониального периода из университета Брандес Маура Джейн Фаррелли, по общепризнанной теории начинается в 1820—1830-х г. г. с волной иммигрантов из Германии, Ирландии, Австро-Венгрии, Италии и Российской империи. В 1820 г. численность католиков увеличилась до 200 тыс. человек, спустя тридцать лет их насчитывалось около 1,6 млн человек, а к концу XIX в. — до 12 миллионов человек. Рост католической общины вызвал напряжение на религиозном и политическом уровне. В XIX веке появилось даже так называемое движение «нативистов» или «незнаек». Известными его идеологами являлись изобретатель телеграфа Сэмюель Морзе и отец знаменитой писательницы-противницы рабства, президент теологической семинарии в Цинциннати Лайман Бичер. Морзе и Бичер считали, что в «заговор против демократии» вовлечены не только католические епископы, но и европейские монархические государства, а также лично канцлер Австрии Меттерних и российский император Николай I.
Как замечает доцент истории Церкви и исторического богословия отец Дэвид Эндрес, американских католиков постоянно подозревали в нелояльности и недостаточной американской идентичности из-за того, что их верховный пастырь находится в Риме. Сегодня эта проблема, говорит католический историк, вновь встает во главу угла — что в определениях «католик» и «американец» должно быть для верных существительным, а что прилагательным? В этом смысле обнаруженная археологами находка в Джеймстауне дает американским католикам основание вписать своих предков в ряд отцов-основателей страны, а Риму стать ближе к Вашингтону. Конечно, остается интригующим вопрос, каковой была судьба тайной католической общины в этом первом английском поселении и куда делись ее члены и их потомки — растворились со временем в протестантском обществе или, на радость поклонникам «теорий заговора», ушли в глухое подполье и продолжили тайно исполнять свои обряды, получая инструкции от пап Римских.