01.12.2006 В Русской Православной Церкви выражают сожаление по поводу того, что посещение святынь зачастую воспринимается людьми, которые считают себя православными, в первую очередь как эффективное средство лечения заболеваний.
"Паломничество из сферы религиозной жизни, таким образом, переносится в практическую область, становясь предметом псевдомедицинских манипуляций", - заявил 1 декабря замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков).
По словам владыки, который также является главным редактором журнала "Православный паломник", вокруг паломничества "рождается мифология", которая связывает определенные религиозные действия - посещение богослужений, причастие, купание в святых источниках - с возможностью получить исцеление. "Зачастую эффективность "врачевания святынями" определяется количественными мерками: надо посетить столько-то храмов, определенное количество раз окунуться в такие-то святые источники или вообще принять ванну из святой воды", - отметил собеседник агентства.
При этом, продолжил он, "мифотворцами выступают чаще всего нецерковные люди, которые либо искренне заблуждаются, либо пытаются использовать эту тему в коммерческих целях". "К сожалению, порой эти искаженные представления сосуществуют в сознании православных людей со вполне церковными взглядами и тиражируются не слишком богословски образованными прихожанами", -заявил епископ Марк.
По его словам, такое восприятие паломничества является "в корне неверным" и представляет собой "опасное явление, способное нанести человеку серьезный духовный урон". Бороться с этим можно только с помощью просветительской работы, разъяснений того, чем отличается настоящее паломничество от "оздоровительных путешествий" к святыням, считает иерарх Русской Церкви.
"Нельзя считать паломничество чем-то наподобие древней методики нетрадиционного целительства, с помощью которой можно, причем в кратчайший срок, избавиться от тех или иных душевных и телесных недугов", - подчеркнул владыка, добавив, что Господь может подать исцеление просящему, но этому обязательно предшествует покаяние и нравственное обновление человека. "А для достижения такой цели необходим большой духовный труд", - заключил он.