10.07.2015 На шведском острове Готланд продаются руины православного храма и останки русского священника.
Заплатив 8,1 млн. шведских крон (54 млн. рублей), потенциальный покупатель дома под название «Русский двор» получает в своё распоряжение две квартиры, украшенный старинными фресками ресторан, а также руины (фундамент, неф и апсида) православного храма, на котором выстроен дом. Среди руин находятся останки русского священнослужителя, жившего девятьсот лет назад. На шведском сайте My Home по этому поводу опубликован материал, озаглавленный «Дом на Готланде выставлен на продажу — со скелетом в подвале!»
Когда-то в столице шведского острова Готланд — городе Висбю — у русских купцов был свой двор с примыкающим к нему храмом XIII в. постройки во имя святого Николая Чудотворца. Дом выстроен на руинах храма на центральной площади Висбю в 1680 г. Ныне постройка, носящая название «Русский двор», является охраняемым государством памятником архитектуры, но, тем не менее, ей может владеть любое частное лицо.
— Скелет старого русского священника также переходит в собственность, и у покупателя будет доступ к этой части имущества, — говорит маклер Лейф Бертвиг, занимающийся продажей «Русского двора».
Руины храма были найдены археологами в 70-ых годах XX в.
— Во время раскопок на этом месте было найдено три десятка могил, и это позволило шведским археологам предположить, что именно в этой части Висбю находилось поселение русских купцов. Сама церковная постройка является либо храмом, либо часовней. Православная культура оставила на Готланде характерный след, примером чего являются фрески в византийском стиле с изображением Бориса и Глеба, которые можно увидеть в одной из старейших церквей острова — церкви «Гарда чюрка», — рассказывает порталу Православие.Ru кандидат исторических наук, учёный-скандинавист из Балтийского федерального университета им. И.Канта Аркадий Рябиченко.
Настоятель расположенного в Стокгольме Сергиевского прихода Московского Патриархата протоиерей Виталий Бабушин прокомментировал новость из Висбю:
— Пару лет назад наш приход пробовал предложить хозяевам ресторана, в фундаменте которого находятся развалины храма, пропустить небольшую группу русских паломников к этому памятному месту и совершить там вместе со мной краткую заупокойную службу. Однако у шведов это не нашло особого отклика. Нам не то чтобы отказали в этом, а сослались на какие-то неудобства, которые могут быть в связи с таким посещением. Не помню точно, что именно имелось в виду, но, кажется, это было как-то связано с расписанием ресторана. Честно говоря, я вообще не знал о человеческих останках, видимо, хранившихся под спудом. Теперь, когда хозяева решили продать свое имущество, они к таковому относят и эти честные останки, судя по их публичному объявлению.
По преданию, здесь под спудом, т.е. внутри храма около 1200 г. был захоронен русский священник. К сожалению, я не имею под рукой достоверных исторических источников, подтверждающих или опровергающих эти данные, поэтому и отношу их к разряду благочестивых преданий. Однако захоронения внутри храмов чаще всего свидетельствуют либо о царском или великокняжеском происхождении усопшего, либо об особо почитаемом лице духовного звания, что в нашем случае наиболее вероятно.
Считаю излишним комментировать работу шведского заведения, где можно вкусно выпить и закусить на костях русского священника. Теперь заведение и его имущество (в том числе склеп и скелет) продаётся. Первое, что сделали бы мы, православные люди, получив, например, во владение этот объект, то должным образом перезахоронили эти честные останки и совершили панихиду о всех когда-либо живших и трудившихся с глубокой древности на Готланде наших соотечественниках. Думаю, мы могли бы привести русский христианский пример отношения к человеческим останкам не как к имущественному приложению ресторана, но как к незыблемой ценности, связанной с даром жизни. Затрудняюсь, конечно, сказать, как можно распорядиться этим зданием в дальнейшем. Дело в том, что как исторический памятник средневековья он обложен многими законными «нельзя». Поэтому и использовать его в соответствии с его археологическими сокровищами нужно с умом, взвесив все «за» и «против». Но, к сожалению, у нас нет возможности этот объект приобрести. Надеемся, что новые хозяева пойдут нам навстречу, и мы сможем наладить какой-нибудь контакт, чтобы повлиять в первую очередь на судьбу человеческих останков, а при возможности и церковных.