26.03.2015 В процессе реставрации Успенского собора Владимира там были открыты древние фрески, среди которых есть и работы Андрея Рублева. До середины прошлого века они были скрыты за иконостасом. Теперь предстоит решить, оставить их на всеобщее обозрение или снова закрыть, сообщил ТАСС главный инженер «Владимирреставрации» Владимир Кислов.
«Это довольно большой участок, большая пилястра, расположенная в северной части иконостаса. На ней располагаются фрески, в том числе Андрея Рублева», - пояснил Кислов.
Иконостас в стиле барокко, за которым они находились, был подарен собору Екатериной II в конце XVIII века. «Во время реставрационных работ 1975-1982 годов эти росписи были раскрыты, для чего часть иконостаса была демонтирована, иконы вынуты, и специалисты увидели фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 и 1408 года кисти Андрея Рублева», - пояснили ТАСС в пресс-службе Минкультуры РФ. За это научное открытие советские реставраторы даже получили Государственную премию РСФСР. В северной части иконостаса специалисты уже добрались до изображений пророков, датируемых 1189 годом. Фрески Андрея Рублева расположены выше.
Сейчас в соборе идет масштабная реставрация, которая должна завершиться в октябре 2016 года. Вопрос о целесообразности открытия древней росписи для всеобщего обозрения должны решить члены Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ, музейщики и представители духовенства. «Технологически сделать это несложно. Предыдущие реставраторы все предусмотрели - иконостас на специальных петлях - мы его просто открыли, облегчив конструкцию. Таким образом, можно оставить фрески открытыми», - уточнил Владимир Кислов.
Он также отметил, что с южной стороны иконостаса симметрично спрятано еще несколько фресок, работать с которыми реставраторы планируют начать уже летом этого года.
Белокаменный Успенский собор (1158-1160) построен при князе Андрее Боголюбском, является памятником ЮНЕСКО. В интерьере собора особую ценность представляют фрески Андрея Рублева и Даниила Черного. Это единственный храм, где на площади более 300 кв. метров сохранились их росписи - фрагменты композиций «Страшный суд», «Сошествие святого духа», «Преображение», «Крещение», «Жертвоприношение»