05.03.2015 Третьяковская галерея обнародовала результаты последних исследований самой знаменитой русской иконы - «Троицы» Андрея Рублёва, передает телеканал «Культура». Образ был создан в XV веке в честь Сергия Радонежского. Первоначально икона находилась в Троицком соборе Сергиевой лавры, а в 1929 году была передана в Третьяковскую галерею. У искусствоведов до сих пор не было единого мнения о сохранности древней живописи.
В 1904 году знаменитую «Троицу» Андрея Рублева увидел реставратор и иконописец Василий Гурьянов, который раскрыл образ от позднейших слоев записи, и икона предстала в своем нынешнем виде. С тех пор уже больше 100 лет искусствоведы не перестают восхищаться гением русского иконописца, но они же за это время выдвинули такое количество неправдоподобных версий, что «Троице» снова понадобилась реставрация, но уже в переносном смысле. Икону нужно было очистить от мифов, созданных вокруг нее. Главным таким мифом было то, что в 1904 году Гурьянов полностью переписал икону Рублева и сейчас перед нами живопись начала ХХ века. Сегодня реставратор Дмитрий Суховерков впервые делится результатами своего 9-летнего исследования.
«Удалось выяснить все-таки и доказать, что та живопись, которую мы видим сегодня, является подлинной живописью XV века, - рассказывает Суховерков. - Здесь есть добавки, есть переделки, некоторые участки на иконе, конечно, пострадали при реставрации XVII века, скорее всего, и XIX века, но тем не менее основные изображения – одежды ангелов, лики ангелов – сохранились первоначальные».
«Троицу» Рублева исследовали при помощи нескольких методов. Ультрафиолет позволил увидеть остатки записей, инфракрасный свет – первичный рисунок самого Рублева, через микроскоп удалось разглядеть структуру живописи. Сегодня можно точно сказать, что принадлежит кисти Рублева, а что было переписано позднее.
«Чаша просто изменила свою форму. Первоначально у нее были более заостренные края и немножко иная форма, но в основе чаши сохранилась авторская живопись», - комментирует Дмитрий Суховерков.
Результаты исследования «Троицы», говорят в Третьяковской галерее, важны не только сами по себе. С их помощью в музее планируют провести исследования всех икон Андрея Рублева. В том числе, так называемого Звенигородского чина. Имея эталонное произведение, его легко сравнить с другими.
«Когда мы знаем, как шла рука мастера, как он вел кисть, когда рисовал подготовительный рисунок, - говорит научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нарсесян. - Это видно очень хорошо, например, на инфракрасных снимках. Если мы опознаем эту же руку, допустим, в Звенигородском чине, мы будем знать, что автор этих икон один и тот же».
Самым трудным, считают специалисты, будет отделить авторскую манеру Рублева от общей стилистики эпохи, когда он творил. Это уже следующая задача, возможно, для будущих поколений исследователей.