23.09.2014 23 сентября 2014 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) совершил чин великого освящения надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Александро-Невской лавре.
Митрополит Варсонофий в сослужении наместника лавры епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
За богослужением владыка Варсонофий рукоположил диакона храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово Сергия Чечаничева во пресвитера к тому же храму, иподиакона Антония Марущака во диакона Александро-Невской лавры.
Надвратная церковь открыта после кропотливой реставрации летом этого года. Об этапах восстановления храма рассказал епископ Кронштадтский Назарий. Надвратная церковь была передана Лавре в 1994 году, но работы по ее реставрации длились не один десяток лет. В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, в нем находились различные учреждения. Владыка отметил: «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его строили. Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали — просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот, недаром этот храм станет радостью всем скорбящим. Я надеюсь, что этот храм, находящийся вне обители, станет тем местом, где будут приносить клятву верности любящие друг друга люди, молодожены» (по традиции, таинство венчания в монастырях не совершается, но надвратный храм находится вне монастырского каре).
Первый проект мансардной надвратной церкви — святых ворот лавры — в конце XVIII века разработал архитектор Иван Старов (он же был автором главного храма лавры — Свято-Троицкого собора), но ни один из его чертежей не сохранился, остались только дореволюционные фотографии. Главный реставратор Надвратной церкви Дмитрий Мироненко рассказал, что в ходе работ без импровизации не обошлось — иконостас церкви и до революции был неродной, привезенный, «поэтому мы решили спроектировать новый, который бы перекликался с иконостасом Троицкого собора. Во многом участвовал и подавал нам идеи владыка Назарий».
«Мы все время помнили о том, что здесь люди будут венчаться, — добавил Дмитрий Геннадьевич. — Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — это тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте, в святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм».