28.07.2014 В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева проходит выставка «От преп. Сергия Радонежского до преп. Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве», приуроченная к 700-летию преп. Сергия Радонежского.
По замыслу организаторов выставки, «главным собеседником преподобного Сергия является Серафим Саровский», что отражено в самой экспозиции. «Состав памятников, житийные образы, реликвии принадлежавшие святым соотносятся друг с другом, тем самым демонстрируя сходство путей этих двух подвижников, один из которых стоит у истоков формирования национальной монашеской традиции, а второй является таким средоточием эпохи старчества», — сообщает выставочный сайт.
Выставка поделена на три сектора, где впервые представлены многие памятники. На ней прослеживается несколько тем: «Святой Троицы», «Пресвятой Богородицы и «монашеской аскезы». В экспозиции представлены рукописи, привезенные в конце XIV в. в Троице-Сергиев монастырь с Афона, патерики, слова св. Симеона Нового Богослова, труды св. Исаака Сирина, рукописи которых готовились в Оптиной пустыни.
В выставке принял участие Серпуховский историко-художественный музей, предоставивший рукописные и старопечатные книги, поступившие в музейное собрание из Высоцкого Зачатьевского мужского монастыря, основанного в 1374 г. удельным Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению и при участии преп. Сергия Радонежского. На выставке представили Вкладную книгу Высоцкого монастыря - рукопись 1648 г., украшенную 5 миниатюрами, и Службу преп. Афанасию Высоцкому (Младшему) (нач. XIX в.).
Выставка также отражает тему монашеской преемственности, которая «восходит к монахам Древнего Египта и Палестины и ставит наше северное и среднерусское монашество в контекст всемирного».