29.04.2014 28 апреля 2014 года в Российском православном университете прошел круглый стол «Законы бытия и право. Диалог религии, науки и законодателей».
В мероприятии приняли участие председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин, заместитель руководителя аппарата Государственной Думы ФС РФ Ю.Е. Шувалов и другие.
«Главным является вопрос о том, что лежит в основании государства. И мне кажется, сегодня Россия имеет прекрасную возможность по-новому и свободно взглянуть на этот вопрос», — сказал протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, экономика, военная составляющая, геополитика — все эти области жизни вторичны; государство существует на земле, чтобы ограничивать зло и поддерживать добро, в этом смысл его существования.
По мнению отца Всеволода, люди, которые сегодня призывают к отказу от вечных нравственных норм, «это не большинство прогрессивного человечества, а моральный и правовой маргиналитет». При этом, как считает священник, «противостояние цивилизаций на идейном уровне западными лидерами уже проиграно» — российскому народу удалось окончательно избавиться «от идейной зависимости от зарубежных центров» влияния.
«Мы их переспорили. Они не могут ничего ответить на ту критику, которую мы обращаем к западному обществу, когда говорим, что его подход к пересмотру морали самоубийственен — и для самого общества, которое предлагает эти перемены, и для личности. Нам не могут ничего ответить, но пытаются лишь говорить с нами через окрики и политическое давление», — заявил председатель Синодального отдела.
В условиях, когда «на уровне интеллектуальном противостояние цивилизаций Западом безнадежно проиграно», нашим соотечественникам, по его словам, «нужно вести себя как победителям».
«И, говоря о том, что вечная нравственность должна определять право, что взаимовлияние нравственности и права должно быть восстановлено, говоря о неких неизменных моральных константах, мы не идем в сторону изоляции или некоего ушедшего прошлого. Мы как раз отражаем мнение большинства населения Земли и говорим о том единственном будущем, которое возможно», — считает отец Всеволод.
Со своей стороны председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что право оперирует категориями, которые оно не может до конца описать и определить. Такая категория, как справедливость, есть в Конституции, в Уголовном кодексе, в гражданском законодательстве, но она нуждается в постоянном рассуждении, причем далеко не абстрактном. По словам В. Плигина, если санкция УК предусматривает от трех до 15 лет (лишения свободы), принимать решение будет конкретный человек, и это решение полностью зависит от нравственного наполнения его личности, от того, опирается ли он на ценности, признающие роль человеческой жизни, человеческого страдания.
«Безнравственная личность будет допускать любое применение насилия для доказательства якобы общественно справедливых вещей», — сказал депутат.
Более того, отметил он, если закон не будет совпадать с нравственными ценностями, то, хотя в течение какого-то времени он, несомненно, и будет выполняться, поскольку существует аппарат государства, аппарат принуждения, но у людей, применяющих этот закон, неизбежно начнется внутреннее раздвоение. Поэтому, считает В. Плигин, норма закона должна быть в известной степени нравственной. Иначе она нежизнеспособна.
Задуматься о практической роли Церкви в обретении государством утраченного нравственного идеала предложил заместитель руководителя аппарата Государственной Думы Юрий Шувалов.
Как отметил организатор круглого стола философ Сергей Волобуев, сегодня ни государство, ни законодательство, ни бизнес не могут обойтись без осмысления контекста, в котором происходит любая деятельность. По его словам, повседневность человек воспринимает как фрагмент некоей целостности, которую нужно достроить.
«Традиции, на которые продолжают ссылаться, уже не работают, как работали раньше, — слишком сильные социокультурные изменения произошли в ХХ веке. И это ставит перед государством, законодательством, бизнесом чисто философские проблемы — о смысле бытия, о добре и зле, о применимости или неприменимости тех или иных практических норм. Поэтому необходимо создать единое коммуникативное пространство, где можно было бы эти вопросы обсуждать, в том числе и с представителями духовенства, чтобы принимать потом конкретные решения. Поскольку конкретика без метафизики абсурдна, ее нужно совместными усилиями наполнить смыслами и ценностями», — сказал С. Волобуев.