26.03.2014 22 марта 2014 года в Московском доме национальностей в Москве состоялся научный семинар «Традиции и смеховая культура в современном мире». Организаторами мероприятия выступили Московский дом национальностей и молодежное движение «Лидер».
В работе семинара приняли участие историки, этнографы, публицисты, специалисты в сфере молодежной политики, студенты московских вузов и представители диаспоральных молодежных организаций.
С докладом о библейской традиции смеховой культуры выступил председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин).
«Смех это некий инструмент, который можно применить во зло или во благо, — отметил в ходе своего выступления отец Димитрий, — зачастую именно смех позволяет наилучшим образом дать отпор агрессивному злу. Такой смех сопряжен с отвагой, знаменуя нравственную победу добра. Очень любопытную рекомендацию, как сбивать спесь с гневливого оппонента, мы находим у святителя Григория Богослова: "пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех — самое сильное оружие к препобеждению гнева". Именно в этом смысле Церковь именует ад "всесмехливым", то есть, в буквальном переводе, "всеосмеянным". Не только древние святые, случалось, подшучивали над собой, над своими оппонентами и над кознями лукавого, но и подвижники последних столетий. В их числе Оптинские и Псково-Печерские старцы, новомученики и исповедники Российские и такие миссионеры как Сергей Фудель, митрополит Антоний Сурожский и многие другие».
«С другой стороны, хотя мы встречаем и мягкий юмор, и иронию, и самоиронию, а иной раз и бичующую сатиру, и на библейских страницах, и в апологетических, и в аскетических текстах, дар смеха требует того навыка "различения духов", о котором пишет Иоанн Богослов. Ведь смех может быть и маркером духовного неблагополучия, — сказал также иеромонах Димитрий (Першин). — "Ухахатываться" неполезно, во-первых, потому, что мы утрачиваем контроль над своими эмоциями, а, во-вторых, коллективный смеховой транс зачастую низводит его жертв на уровень гадаринского стада. Так называемый "святой хохотун", который накатывает на адептов неохаризматических сект во время их радений, не только не имеет ничего общего с подлинными дарами Святого Духа, но граничит с одержимостью, разрушающей психику и сознание человека».
В заключение отец Димитрий добавил: «Смех как выражение душевной радости относится к сфере душевной жизни. Радость духовная — это радость благодатная, она всецело обращена к горнему миру; она не предполагает ни сопоставления реальности и идеала, ни суда, и, стало быть, непричастна "юмористическому взгляду на происходящее". Это иная, окрыляющая радость, и она соотносится не со смехом, но, скорее, с духовным веселием. Юмор же — это всего лишь способ освободить душу от тягот падшего мира и возможен только в нем; если у Бога есть чувство юмора, то это сфера Его икономии, это Его милость к падшему человеку, шаг ему навстречу».
В ходе конференции также обсуждались вопросы языческого и христианского мировоззрения в истории и современности, культуры национальных праздников на Руси, современного видения праздничной и карнавальной культуры, смеховой культуры в современном мире, духовных и воспитательных аспектов праздничной культуры в современной России.
Также на семинаре выступили доцент кафедры истории России МПГУ К.Р. Конюхов, член политсовета общественной организации «Суть времени» А.Е. Кудинова, автор программы «Интернациональное патриотическое воспитание» Ю.В. Афанасьев, руководитель сектора межнациональных программ Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы В.В. Каменских, руководитель молодежных проектов Московского дома национальностей М.И. Вьюев, заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ И.Ф. Сафаргалеев.
Семинар завершился итоговой дискуссией.