02.02.2014 В рамках направления «Религиозное образование и катехизация Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Православная культура в современной школе».
Конференцию возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана, епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия.
Участие в конференции приняли более 500 педагогов из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.
С содержательными докладами по ключевым вопросам выстраивания в регионах конструктивного взаимодействия церковных и светских структур в процессе преподавания ОПК в составе предметной области (комплексного курса) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) выступили преосвященные Феофан и Зиновий. Взаимодействие в этом процессе Министерства образования и Церкви раскрыла в своем докладе представитель Минобрнауки России, начальник Отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования С.Д. Ермакова.
Председатель митрополит Меркурий обозначил в своем выступлении основные проблемы и направления развития преподавания православной культуры по всем ступеням школы. Для этого, как указал архиерей, требуется большая подготовительная работа, создание материалов по стандартизации содержания предметов по религиозным культурам, подготовка на их основе учебников и пособий, закрепление их обязательной конфессиональной экспертизы в религиозных организациях, реализация программ подготовки учителей. Поскольку это даже не месяцы, а годы работы, то к ней надо приступать незамедлительно. Работу по расширению преподавания ОРКСЭ можно начать в группе наиболее подготовленных регионов, в числе которых председатель Синодального отдела назвал также и возглавляемую им Донскую митрополию (Ростовскую область).
Также митрополит Меркурий отметил необходимость качественно более упорядоченного и содержательного взаимодействия епархий с органами управления образованием в регионах в связи с тем, что принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формирует единую нормативно-правовую базу участия религиозных организаций в преподавании религиозных культур в школах.
Еще одним актуальным направлением взаимодействия с государством в процессе введения и расширения преподавания ОПК председатель Синодального отдела назвал совместную разработку с федеральным министерством и органами управления образованием на местах системы мониторинга качества и результатов преподавания ОПК. «С учетом мнений всех участников образовательного процесса — в первую очередь, родителей школьников как главного «заказчика» преподавания православной культуры, педагогов, администраторов, и церковного сообщества», — подчеркнул иерарх.
Далее на конференции был заслушан доклад члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук В.И. Слободчикова по тематике целеполагания и методов духовно-нравственного воспитания школьников в процессе преподавания православной культуры, приобщения детей к духовному и культурному наследию Церкви. С информационными сообщениями выступили заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального отдела религиозного образования и катехизации И.В. Метлик — по вопросам учебно-методического обеспечения преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ и декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В. Склярова — о развитии Общероссийской Олимпиады школьников по ОПК и о начале реализации в университете программы профессиональной подготовки учителей православной культуры (заочный бакалавриат).
В блоке выступлений участников конференции из регионов был представлен актуальный опыт организации взаимодействия светских и церковных структур по вопросам:
Участники конференции поддержали поэтапное расширение преподавания религиозных культур и светской этики по всем ступеням школьного образования согласно разработанной в 2012 году Концепции и при конструктивном взаимодействии Министерства образования и науки и Русской Православной Церкви.