18.12.2013 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выпустил новую книгу, в которой на основе опыта московского центра гуманитарной помощи рассказывается о том, как запустить подобный социальный проект в регионе.
Как отмечают издатели книги, центр гуманитарной или материальной помощи — это самый удобный и простой способ помочь дарителям отдать вещи, а малоимущим — получить их.
Своим опытом создания такого центра делятся руководители и непосредственные участники аналогичного церковного проекта в Москве. Московский центр гуманитарной помощи действует с 2011 года и известен многим жителям столицы: именно сюда люди привозят одежду и другие необходимые вещи для тех, кому сложно приобрести их самостоятельно.
Этот центр — один из социальных проектов православной службы помощи «Милосердие», которая действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Только в 2012 году бесплатную гуманитарную помощь в Центре получили более 3,5 тысяч нуждающихся.
«Мы делимся с читателями своим личным опытом устройства подобного Центра. К сожалению, когда он создавался, у нас не было возможности перенять этот опыт у кого-либо — мы действовали самостоятельно. За все время существования Центра в Москве нам удалось выстроить оптимальную схему работы, которая и описана в книге», — говорит один из авторов пособия, руководитель московского центра гуманитарной помощи Майя Можеева.
По ее словам, запуск такого проекта не требует больших средств — для того, чтобы начать, достаточно иметь оборудованное помещение и минимум сотрудников.
«Вещевая помощь — это одна из самых простых форм помощи, которая существовала всегда, например, при храмах. Если правильно организовать этот процесс, для людей поддержка будет реально ощутима. К примеру, в наш центр в Москве за помощью приходит в среднем триста человек в месяц. Всегда востребована детская одежда и товары для самых маленьких — ванночки, коляски, ведь дети растут», — отметила Можеева.
Читатели пособия найдут в нем ответы на вопросы о том, как грамотно распланировать помещение будущего центра, что делать, если вещи не помещаются на складе, как правильно вести внутреннюю документацию и какое оборудование потребуется.
«В устройстве центра очень важно организовать все максимально комфортно для посетителей, чтобы принимать помощь было не унизительно, а приятно. В центре должны быть примерочные, зеркала, вешалки, чистая одежда в прозрачных чехлах. При этом важно правильно вести учет, чтобы избежать злоупотреблений», — отмечает редактор книжной серии «Азбука милосердия» Инна Карпова.
Пособие рассказывает не только о технических сторонах организации проекта — на примере московского центра гуманитарной помощи объясняется, как наладить взаимодействие с жертвователями и получателями помощи и грамотно организовать работу добровольцев, без которых в таком деле не обойтись.
«Многих добровольцев порой пугают физические нагрузки, с которыми связана работа в центре вещевой помощи, и в следующий раз они уже не приходят. Именно поэтому важно создавать для волонтеров такие условия, чтобы они задерживались здесь как можно дольше», — советует Майя Можеева.
Она добавила, что сейчас центр гуманитарной помощи в Москве временно приостановил свою работу, так как подыскивает новое помещение. Подбором подходящих площадей, на которых смог бы разместиться центр, занимается руководство православной службой помощи «Милосердие».
Пособие выпущено в серии «Азбука милосердия» на средства международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». Оно предназначено для православных приходов и общественных организаций социальной направленности. Книгу можно получить бесплатно в Отделе по церковной благотворительности и социальному служению по адресу: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7. Телефон для справок: 8 (499) 921-02-57, доб. 106. Также пособие можно скачать на официальном сайте Отдела: http://diaconia.ru/book/52b1842803a15c7d443c9869