Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Православного священника вынуждают покинуть Казахстан

12.12.2013 В Казахстане завершился затяжной конфликт вокруг детского приюта и его основателя, священника с российским паспортом Петра Евтихеева (отца Софрония). Исход при этом оказался не в пользу россиянина. Руководитель приюта, испытывавший в последнее время сильное давление со стороны местных властей, сообщил о намерении покинуть страну. Дальнейшая судьба заведения, в котором проживают более 200 человек, пока неизвестна. В прессе обсуждается версия, что давление на приют было организовано с целью отобрать землю, на которой он расположен.

Приют, о котором идет речь, расположен близ Алма-Аты. Его создали в середине 1990-х, позднее возвели дополнительные постройки, а также организовали там дом престарелых. По данным на осень 2013 года, в приюте проживали 116 детей и 120 пожилых людей, оставшихся без попечения родственников. Детей в приют иногда привозила полиция, а иногда — и собственные нерадивые родители. Воспитанники посещали местную школу, некоторые позднее поступали в колледжи, приют при этом помогал им оплачивать обучение.

Приют содержался за счет пожертвований, собираемых благотворительным фондом «Радонеж» (учредителем этого фонда, по словам отца Софрония, является епархиальное управление). При нем завели натуральное хозяйство: держали коров и свиней, выращивали овощи, сеяли пшеницу. «Государство никак не помогает. Помогают аким (глава местной администрации — прим. "Ленты.ру") и его заместители, но помогают как частные лица, а не как чиновники, — рассказывал создатель приюта отец Софроний. — Да, дети получают положенное государством пособие, но этих денег едва хватает просто на книги».

По информации «Радио Азаттык» (местной службы «Радио Свобода»), отец Софроний родился в России (имеется в виду российская часть Советского Союза) в многодетной семье, служил в советской армии, воевал в Афганистане. Завершив службу в звании подполковника, в начале 1990-х поселился в Казахстане. Там он окончил духовное училище и семинарию и в 1994 году был назначен настоятелем Свято-Сергиевского прихода, где и был создан приют.

Год назад отца Софрония номинировали на звание «Народного героя». Позднее, по данным издания «Караван», его приют был награжден орденом благоверного царевича Димитрия — наградой Русской православной церкви и Российского детского фонда. Заведение посещал глава Православной церкви Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, он, в частности, освятил там новый детский корпус.

В патриархии называли приют уникальным проектом. «Ему нет аналогов и в светской сфере благотворительности, и в социальной работе, — говорил митрополит. — Здесь самоотверженно и бескорыстно трудятся добрые люди для того, чтобы дать обездоленным старикам и детям-сиротам надежду на лучшее». Хвалили в патриархии и самого отца Софрония — «бессменного директора обители милосердия, посвятившего свою жизнь заботе о детях и престарелых, сплотившего их в одну большую и дружную семью».

С прошлого года, однако, основателя приюта стали преследовать неприятности. Сначала одна из воспитанниц обвинила его в рукоприкладстве. По версии девочки, отец Софроний «стал дергать [ее] за уши» за то, что она надела сережки, затем пригрозил отрезать ей косу, а когда она пыталась убежать — якобы схватил за волосы и потащил по полу. Воспитанница позднее пожаловалась своей тете, а та обратилась в полицию. Там, однако, рассмотрев обстоятельства дела, оснований для уголовного преследования священника не нашли. Его могли привлечь к административной ответственности, но разбирательство в итоге было прекращено в связи с истечением срока давности. Сам основатель приюта обвинения в свой адрес отверг. Он подтвердил, что запрет на ношение сережек среди воспитанниц действительно существует («У некоторых девочек есть родственники, они могут купить им украшения. Но ведь у других воспитанниц никого нет. Кто им сделает такой подарок? А в приюте все они должны быть равны. Если я разрешу кому-то носить сережки... то дети будут враждовать друг с другом», — объяснял священник). Однако отметил, что лишь отчитал девочку, надевшую украшения, и этим ограничился.

Приют тем временем стал испытывать повышенное внимание со стороны местной власти. «Все началось после того, как приют стал расширяться: мы построили новые здания, открыли дом престарелых, — рассказывал отец Софроний. — И с минувшей осени в приходе регулярно стали проходить проверки — прокуратуры, отдела образования, санэпидемслужбы. Мне казалось, что они ищут причину, чтобы закрыть приют». Уже в начале нынешнего года, по информации «Комсомольской правды», на священника поступила жалоба в департамент по делам религий. Автор жалобы — районный прокурор — просил рассмотреть вопрос «о привлечении к административной ответственности руководителя приюта» за якобы допущенное нарушение правил, касающихся проведения религиозных обрядов. Департамент ничего крамольного в действиях отца Софрония не нашел.

Вслед за этим священника с российским паспортом попытались выдворить из страны. Попытку предприняла местная миграционная полиция, обратившаяся с соответствующим иском в суд. Отца Софрония обвинили в том, что он, не имея якобы вида на жительство в Казахстане, допускал различные административные правонарушения. Обвинения представитель полиции пытался подкрепить ссылками на штрафы, наложенные на приют налоговой инспекцией и санитарно-эпидемиологической службой.

Защита священника на суде сочла претензии необоснованными. По словам его адвоката, Петр Евтихеев постоянно проживает на территории Казахстана на основании вида на жительство и органам внутренних дел это известно. Сам отец Софроний отметил, что, будучи прописанным в Казахстане, выезжал по служебным делам за границу, но никаких претензий со стороны пограничников не слышал. По словам россиянина, он своевременно подал документы на продление вида на жительство, но власти запрос отклонили — якобы из-за того, что он «опасен для Казахстана». Что касается штрафов, то их, как пояснил адвокат, выписывали приюту как юридическому лицу, а не лично его руководителю (по информации издания «Караван», один из штрафов был выписан за небрежность поваров на кухне — отсутствие подписей «Для мяса» и «Для рыбы» на разделочных досках, а другой — из-за не сданной вовремя налоговой отчетности).

В июле Илийский районный суд Алматинской области, рассмотрев иск полиции, решил его удовлетворить. Священник, по решению суда, должен был покинуть страну в течение десяти дней. Впрочем, до депортации дело не дошло. Основатель приюта подал апелляцию, и его выдворение было приостановлено. В поддержку отца Софрония тогда выступили представители общественности, христианские организации, а также «Союз мусульман Казахстана». В октябре областной суд, рассмотрев решение первой инстанции, согласился его отменить.

Атаки на приют между тем продолжались. С очередным иском выступил районный отдел образования. Чиновники потребовали, чтобы все дети, содержащиеся в приюте, были оттуда изъяты. Организаторов приюта (формально иск был адресован фонду «Радонеж») обвинили в том, что «воспитанники находятся без соответствующего решения местного исполнительного органа». В вину администрации заведения также поставили прием детей без документов, а кроме того — «непринятие мер по приостановлению выплаты пособий родителям, чьи дети находятся в приюте». Отца Софрония ранее лишили опеки над несколькими десятками воспитанников.

Ответчики настаивают на том, что приют действует на законных основаниях. По информации газеты «Время», претензии чиновников вызвали удивление и в Алматинской епархии. «Непонятно, как иск вообще был принят к производству, — отметил юрисконсульт Алматинской епархии Юрий Липовой. — Могли бы и с нами созвониться, ведь дело скандальное. А тут сразу обратились в суд и сразу требуют передачи всех детей, даже тех, у кого есть родители».

В то же время церковь сама способствовала тому, чтобы отец Софроний покинул приют. Еще весной стало известно, что решением митрополита Александра он (Софроний) был «освобожден от осуществления воспитательных функций в приюте» (соответствующее письмо, по информации издания «Караван», глава церкви направил руководителю областной администрации). Несмотря на это, священник продолжал руководить работой заведения. Но на днях стало известно, что его вообще решили перевести в другую епархию. Как рассказал юрист фонда «Радонеж» Юрий Юрин, в приют приехала целая делегация на шести машинах — во главе с митрополитом Александром. Разговор с отцом Софронием, по данным СМИ, проходил на повышенных тонах. Священника якобы обвинили в том, что он «все развалил», тот в ответ, вспылив, заявил, что готов уехать в Россию. Тем временем, по словам юриста, производилась «выемка печатей и бухгалтерской документации».

В пятницу, 13 декабря, отец Софроний намерен провести в Алма-Ате пресс-конференцию в связи со сложившейся ситуацией. Корреспонденту Tengrinews он подтвердил, что подумывает о переезде в Россию. «Никакого имущества у меня нет, мне собраться — только подпоясаться, — говорил он ранее. — Меня волнует лишь судьба детей и стариков... Если я уеду, то приют и дом престарелых, скорее всего, закроют».

Комментируя злоключения приюта, священник предположил, что кому-то из местных чиновников понадобилась земля, на которой располагается заведение. Ее площадь превышает сотню гектаров, вдобавок там находятся недавно построенные здания, создана инфраструктура. Стоимость земельных участков в этих местах, по информации «Республики», достигает 1500 «у.е.» за сотку (какая именно валюта имеется в виду, источник не уточняет). По словам священника, ему уже не раз поступали предложения о продаже этой земли.

Юрист фонда «Радонеж» на фоне последних событий обвинил в причастности к нападкам на приют и церковное руководство, заметив при этом: «К атаке церкви мы оказались не готовы». На вопрос журналиста о том, какую цель преследуют эти нападки, юрист ответил: «Пройдет время, и все станет ясно. Поглядим, какие коттеджи возникнут на земле приюта».

Детей из обители пока забирать не будут. Адвокат, представляющий фонд «Радонеж», добился того, чтобы судебное разбирательство по этому делу было отложено. Когда оно возобновится, пока неизвестно.

Редакция текста от: 12.12.2013 17:19:41