10.12.2013 5-6 декабря 2013 года в Бишкеке состоялись II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе), трудившегося в том числе в Средней Азии и причисленного к лику местночтимых святых Киевской епархии.
Начало чтений также приурочено к второй годовщине основания Бишкекской епархии. В чтениях приняли участие глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий, священнослужители среднеазиатских епархий, гости из России и Украины, ученые и общественные деятели.
5 декабря чтения открылись в конференц-зале гостиницы «Достук». На пленарном заседании к участникам конференции обратились епископ Феодосий, митрополит Викентий и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
В своем обращении владыка Викентий, в частности, рассказал о роли династии Романовых в истории России и о торжествах, посвященных 400-летнему юбилею Дома Романовых, прошедших в Ташкенте этим летом. Архипастырь особо подчеркнул роль великого князя Николая Константиновича Романова, жившего в Ташкенте в конце XIX — начале ХХ века, в развитии культуры. Так, коллекция произведений искусства Великого князя стала основой Государственного музея искусств Узбекистана.
«Я очень рад, что торжества, в которых мы с вами принимаем участие, соединили в себе и богослужения, и научную деятельность, — сказал митрополит Викентий. — Свято-Антониевским чтениям только два года, но я вижу тот результат, который они приносят. Первые чтения, проведенные в прошлом году, прошли в узком кругу историков и независимых исследователей. Но именно тогда Бишкекская епархия заявила о себе как о научном центре Кыргызстана».
В первый день в конференции приняли участие известные историки и философы Кыргызстана, преподаватели Ташкентской духовной семинарии и Киргизского Российско-славянского университета, архивариус Санкт-Петербургской митрополии, а также независимые исследователи, сообщает сайт Ташкентской епархии.
После пленарного заседания обсуждения продолжились в двух секциях: «Православие в общественной жизни Средней Азии» и «Церковь. Государство. Общество». Прозвучали доклады: «Церковь — краеугольный камень государства и народного счастья» (Екатерина Озмитель), «У истоков российско-киргизских отношений» (Владимир Плоских), «Эпоха Романовых и Средняя Азия: три века соседства, противоречий и сотрудничества» (Юрий Флыгин), «Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана» (Валентина Воропаева), «Первые церковно-археологические раскопки в Алма-Ате. 90-е гг. ХХ века» (Ольга Ходаковская), «Письма протоиерея Григория Брицкого — новый источник по истории Среднеазиатской епархии новейшего времени» (Роман Дорофеев), «Значение реформы Константина Великого в контексте антиглобализма» (Инна Федяй), «Государственно-церковные отношения Византии и Древней Руси» (Валентина Горячева), «Культурный концепт “народ” в греческом тексте Нагорной проповеди» (Милана Лазариди), «Миланский эдикт и попытка его осмысления в исторических сочинениях нового времени» (Роман Дорофеев), «В поисках средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле» (Владимир Плоских», «Основные аспекты реабилитации репрессированных верующих и духовенства в Кыргызстане» (Павел Дятленко) и «Патриотическое служение Церкви» (Роман Чумак).