26.11.2013 Огромную работу завершили петербургские реставраторы: теперь в Благовещенском соборе Псково-Печерского монастыря можно увидеть древние фрески. Этот каменный храм был построен в XVI веке при игумене Корнилии. А расписали его ко времени венчания на царство Ивана Грозного – к январю 1547 года. Об истории уникальной находки рассказывают «Новости культуры».
Древние фрески Благовещенского храма раскрыли петербургские реставраторы к 540-летнему юбилею Псково-Печерского монастыря. Этот первый каменный храм построен при игумене Корнилии. Сюжеты на стенах и потолке древние мастера расположили в таком порядке, как это сделало у иконописца Дионсия в Ферапонтовым монастыре. И есть предположение, что на стенах храма изображен Иван Грозный.
«Это событие, – говорит наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон. – Мы знали, что они есть, потому что отец Алипий раскрыл венчик такой, где было написано, что храм освящен святым преподобным мучеником Корнилием. Такой венчик. Но это говорило о том, что фрески есть».
Росписи посвящены акафисту Божией Матери.
«Храм Благовещенский был расписан в 1547 году, и как раз в этом же году в Московском Кремле бушевали пожары, и сгорел Благовещенский храм Московского Кремля, – рассказывает иеромонах Прохор. – Для его реставрации и росписи были вызваны художники из Новгорода и Пскова. И тогда же для иконостаса вновь отреставрированного собора из Пскова была передана четырехчастная икона, в одной части которой находилось изображение Иоанна Грозного. В Москве был собор по вопросу: возможно ли изображать на иконах живых людей. Выяснили, что можно».
В обители уже есть пример того, как можно сохранить древние фрески, и не нарушить того, что сделано в убранстве храма позднее. В Успенском соборе можно увидеть древнюю живопись, открыв специальную дверцу в иконостасе.
«Отец Алипий раскрыл фрески в Успенском соборе в Антониевском приделе, а почему не продолжить эту работу в этом направлении? Она интересная. Нам нужно не потерять главное. А именно, чтобы человек, увидев фрески, мог молиться святым, которые на них изображены», – говорит архимандрит Тихон.
Сейчас специалисты решают, как сделать фрески доступными для осмотра, изучения и при этом не нарушить старинный уклад монастырской жизни.