Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Вологде открылась выставка современного храмового искусства

16.09.2013 Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения традиций и канонов, без самостоятельных художественных школ? В чем отличие современных икон от работ древних мастеров? Какие задачи стоят перед современными иконописцами? Об этом размышляли художники Иконописной школы при Московской духовной академии, искусствоведы и журналисты на открытии выставки «Безмолвная проповедь» в Вологодском кремле.

Иконописная школа при Троице-Сергиевой лавре существует уже 23 года. Но возникла она не на пустом месте. Ее преподаватели и студенты считают себя продолжателями творческой деятельности монахини Иулиании (в миру Марии Николаевны Соколовой), родоночальницы Иконописной школы при МДА. На выставке представлены работы самых ярких творческих мастерских, созданных выпускниками школы, — Центра храмового искусства имени прп. Андрея Рублева (ЦХИАР; руководитель Александр Солдатов), объединения «Скиния» (руководитель Валерий Федоров) и творческой мастерской под руководством Анатолия Алешина.

«Монахиня Иулиания последовательно занималась возрождением образа в иконе, стремясь дать ему яркую психологическую характеристику, неуклонно продолжая и развивая творческие традиции прп. Андрея Рублева, — отметил в своем выступлении выпускник Иконописной школы иеромонах Никифор (Исаков). — Такой же подход у художников творческого сообщества, которое сложилось вокруг Иконописной школы Троице-Сергиевой лавры». По его мнению, наиболее глубоко в сущность иконописного образ может проникнуть только верующий художник, для которого собственное творчество является продолжением жизни в Церкви — приобщения к церковным таинствам и участия в богослужениях. Вот почему между Иконописной школой и Лаврой существует духовная взаимосвязь и именно Лавра стала местом, вокруг которого складывается самостоятельное художественное сообщество, которое можно назвать и художественной средой.

По мнению художественного руководителя Центра храмового искусства им. Андрея Рублева, советника Патриарха по вопросам храмового строительства Александра Солдатова, без творческих школ в художественной среде невозможно и появление самобытных художников. Но такая школа не появится без осмысления опыта и традиций, накопленных Церковью.

Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения этих традиций и канонов? Да, если эти традиции и каноны глубоко усвоены сердцем художника, если его вера питается из того же источника, что и вера его предшественников, считают участники пресс-конференции, которая состоялась в день открытия выставки «Безмолвная проповедь». Ведь каждая эпоха в искусстве — как живая ветвь от мощного дерева, выращенного творческой энергией тех, кто творил до тебя. Задача современного иконописца, по словам Александра Солдатова, усвоить их бесценный духовный капитал и «попытаться на новом уровне развивать традицию». «Когда в 90-х годах мы пришли в Иконописную школу, мы ничего не умели, — добавил Анатолий Алешин, — но было очевидно, что русское искусство как традиция древней Византии глубже отражает церковное бытие в мире, потому что ярче и достоверней передает через свои образы Божественную красоту». И когда традиция была усвоена молодыми художниками, им захотелось обрести некую свободу в творчестве, чтобы воплощать в своих работах ту истину, которой живет их сердце. Ведь один из смыслов художественной деятельности, считает Анатолий Алешин, передать, открыть для других божественную красоту мироздания, каким его создал Творец. «Канон нам полюбился, никаких противоречий с ним нет, это основа, — говорит он, — и пока есть силы, и появился опыт, нужно воплощать на этом фундаменте свои творческие идеи и замыслы».

В чем же тогда отличие современных икон от работ древних мастеров? Пока эти отличия не так заметны, не так видна индивидуальность современных авторов, размышляет Александр Солдатов, поскольку в развитии русского иконописания был очень долгий перерыв. И только сейчас, спустя 20 лет с начала его возрождения наступает момент, когда оно усвоено художниками, усвоен художественный язык, на котором говорили их предки, и они готовы говорить на этом языке, чтобы принести в искусство чаяния своего духа и своей души.

«Для меня самым большим комплиментом было, когда я услышал фразу о наших иконах: «Новое, а смотрится как старое», — отметил Анатолий Алешин. — Мы не стремимся уж так отличаться от древних мастеров. Хочется поймать оборванную ниточку, слишком сильна зависимость от средневекового искусства». По его мнению, отличия в дальнейшем, конечно, будут, но это не самоцель, и они целиком зависят от личности художника, его мастерства и художественных приоритетов. Потому что у нового поколения свой духовный опыт, и оно ищет свои средства для его выражения.

По мнению преподавателя Иконописной школы, кандидата искусствоведения и куратора выставки Людмилы Армеевой икона и картина имеют две одинаковые составляющие — материальную основу (в иконе это — доска, левкас, темперные краски; в картине — холст, грунт, масляные краски) и художественный образ, меняющийся в разные исторические эпохи. Но в иконе еще есть третья и самая важная составляющая — это ее духовное содержание. «Современная икона отличается духом, — считает Людмила Армеева. — Наше поколение — другое. Можно взять те же материалы, точно скопировать технику исполнения и стилистику определенного времени. Этому мы в некоторой степени научились. Но скопировать дух иконы невозможно. Для того чтобы наши иконы не только по форме, но и по духу были приближены к древним, нужно постараться в своей жизни приблизиться к жизни святых иконописцев и когда современная икона будет наполнена глубиной, молитвенным духом, тогда можно говорить о возрождении древних традиций».

Древний иконописец был более концептуальным, дерзновенным и решительным, считает насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Никифор (Исаков). «А в нас есть некая доля колебания и сомнения, правильно ли мы все делаем, и это отражается в иконе, — говорит он. — Иногда приходится слышать, что легче молиться перед репродукцией древней иконы, чем перед современной иконой. Поэтому перед нами стоит задача преодолеть этот рубеж».

На выставке «Безмолвная проповедь» представлено более трехсот работ: икон, проектов храмов и иконостасов, фотографий фресок и росписей, резьбы по камню и мозаик, эскизов и подготовительных работ. В день открытия ее посетило более 150 человек. Она приурочена к предстоящему празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 500-летия со дня обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского. Подобный музейный проект реализуется в Вологде впервые. Выставка продлится до 15 ноября. Затем ее перевезут в Троице-Сергиеву лавру, а позже в Великий Новгород. В настоящее время ведутся переговоры о ее проведении в Венеции.

Редакция текста от: 16.09.2013 17:29:19