28.08.2013 В Каргопольском районе Архангельской области при проведении ремонтных и консервационных работ в оставленной и неоднократно разграбленной церкви найдены серебряные богослужебные сосуды, в том числе чаша, спрятанные священником в 1937 году, когда храм закрывали. Об этом сообщает РИА Новости.
Чашу и серебряные с позолотой богослужебные сосуды обнаружила экспедиция добровольцев организации «Общее дело. Возрождение северных деревянных храмов Севера» во время ремонта и расчистки храма Смоленской Иконы Божией Матери в нежилой деревне Малая Шалга в августе этого года.
Сверток с богослужебной утварью лежал под почти метровым слоем мусора. Всего было найдено шесть богослужебных предмета — чаша, дискос, звездица, лжица, две тарели. Найден также священнический поруч с руки, которая держала эту чашу 76 лет назад. Кроме того, обнаружен поруч от красного пасхального облачения. Чаша и другие богослужебные сосуды были завернуты в аналойную накидку и оставлены в самом видном месте, в углу алтаря. Расположение спрятанного свертка позволяет говорить, что у священника почти не было времени для того, чтобы тщательно завернуть и спрятать самое ценное, что есть в храме — богослужебные сосуды.
10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, в престольный праздник разорённого храма в Малой Шалге была отслужена литургия на обретенных богослужебных сосудах. Последний раз богослужение на них совершалось 76 лет назад.
В настоящее время чаша и сосуды переданы в Архангельскую епархию.
Храм в Малой Шалге был закрыт в 1937 году. Имя последнего и его судьба неизвестны. По словам старожилов, священник и его матушка были высокими красивыми людьми, у них было много детей, их любили в деревне, часто приглашали к себе.После закрытия храма священник тяжело заболел и вскоре скончался. Его супруга с детьми были вынуждены уехать из деревни.
За прошедшие 76 лет, по свидетельству бывших жителей деревни, храм неоднократно разграблялся. Иконы были сняты с иконостаса и сложены стопками в алтаре, однако никто из местных не взял из храма ничего, даже гвоздя. Поскольку храм стоит на дороге, то с годами иконы и всё ценное, что там было, исчезло. После войны храм использовался как зернохранилище, затем как хранилище для пчелиных ульев.
Добровольческая организация «Общее дело. Возрождение северных деревянных храмов Севера» действует по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Добровольцы своими силами и на свои средства ремонтируют храмы, очищают их от мусора и грязи. Они консервируют заброшенные северные деревянные храмы, чтобы спасти их от исчезновения.