23.02.2013 Развитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкивается с рядом серьезных препятствий — такое мнение высказали участники круглого стола «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа», который прошел в 21 февраля 2013 года в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Встреча была приурочена к презентации второго номера журнала «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о храмовой архитектуре и церковном искусстве.
По словам ответственного редактора издания Сергея Чапнина, уже давно назрела необходимость в организации экспертной площадки, где специалисты могли бы обсудить проблемы храмостроительства. Участники круглого стола — священники, архитекторы, строители, церковные живописцы и искусствоведы — согласились, что именно такого конкретного разговора с наглядной демонстрацией и подробным разбором новых архитектурных решений, им не хватает.
«Обсуждение проблем традиции и новаторства в современном русском православном храмоздательстве не приводит к каким-либо конкретным результатам, так как этот вопрос никогда еще не обсуждался соборно, с широким участием священноначалия, богословов, искусствоведов и архитекторов — все разговоры ведутся в узких кругах», — отметил архитектор Михаил Кеслер, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии («Арххрам»), озвучивший идею обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с предложением создать совещательный орган, который занимался бы выработкой конкретных рекомендаций по вопросам строительства храмов.
При этом, отметил архитектор, сейчас в храмостроительстве доминирует традиционалистский подход. «Мы легко можем определить, какому конкретному историческому стилю следует автор: либо это XVI век, либо модерн начала XX-го, либо Византия, барокко и так далее», — заявил Михаил Кеслер. По его мнению, «подлинных современных решений в удачном исполнении на территории России не существует». При этом в архитектуре современного православного храма следует стараться «соблюсти деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми». «Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепия и красоты», — полагает М. Кеслер.
Архитектор Андрей Анисимов, глава Товарищества реставраторов, осуществившего полный цикл работ по проектированию, строительству и убранству храма, в котором проходил круглый стол, рассказал, что на практике удачное архитектурное решение возникает, если заказчик и исполнитель внимательно учитывают в работе особенности окружающего пространства, назначение храма, особенности жизни конкретной общины, которая будет в нем собираться. Храм от общей архитектурной концепции до мельчайших деталей интерьера должен создаваться единой командой художников, тогда возникает целостное сакральное пространство, в котором все продумано и подчинено одной идее, отметил Андрей Анисимов. Так, например, храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии, призван рассказать его маленьким прихожанам об исконных русских традициях храмового зодчества, а также в доступной форме дать понятие об основных евангельских сюжетах. Они очень наглядно изложены с помощью разных средств: живописи, мозаики, резьбы по камню, чеканке. При этом, по словам А. Анисимова, храм получился очень радостным, изящно декорированным и немного сказочным.
Вместе с тем, архитектор считает, что храм, чтобы вписаться в застройку мегаполиса, совсем не обязательно должен повторять архитектурные приемы современных торговых центров или «высоток». «Архитектура храма глубоко символична, и она никак не может принять чуждые ей формы, то есть символику окружающего секулярного мира. Храм, наоборот, должен быть контрапунктом к повседневной действительности, показывать жителям города, что есть и иное, духовное измерение, построенное по другим законам», — заключил А. Анисимов.
Оживленную дискуссию вызвала презентация Даниила Макарова и Ивана Землякова, создателей творческого объединения «Квадратура круга». Их яркие и отчасти провокационные проекты, стали иллюстрацией к тому, какие изменения традиционных форм, могут сегодня предложить молодые архитекторы.
Архитектор Ектерина Шеко, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выступила с докладом, посвященным анализу модернистских тенденций в европейской храмовой архитектуре второй половины XX века, который прозвучал как своеобразное предостережение молодым архитекторам. Ряд высказанных ею положений также вызвал дискуссию.
На круглом столе выступили архитекторы протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова, а также Юрий Киреев, Петр Кондратьев, Дмитрий Сладков и другие.
Участники круглого стола согласились с предложением Сергея Чапнина создать постоянно действующий семинар, посвященный проблемам современного церковного искусства, и провести следующую встречу в середине апреля.