14.08.2012 Ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев заявил, что Церкви в этом соборе принадлежат только святыни и утварь, а фонд, который распоряжается храмовым комплексом, не подотчетен ей вообще.
"Святыни, утварь, разумеется, церковные. А из недвижимости, помещений, имущества - ничего", - сказал отец Михаил в интервью православной газете "Крестовский мост".
По его словам, хотя собственником храма формально является город Москва, фактически всем распоряжается Фонд храма, и весь комплекс находится у него в доверительном управлении. Этот фонд не подотчетен ни патриарху, ни кому-либо другому в Церкви, добавил священник.
Согласно документам, ключарь храма Христа Спасителя является президентом фонда, но при этом лишен реальных прав.
"Когда столичная власть создавала этот фонд, то распоряжение всеми финансами оставила в руках своих людей, а Церкви отвела чисто представительскую функцию. В результате президент - представитель патриархии, но ни к деньгам, ни к проектам он отношения не имеет. Вся реальная власть - в руках исполнительного директора фонда, который назначается столичной властью по согласованию с патриархом", - сказал отец Михаил.
Он пытался изменить эту ситуацию, попробовав созвать правление фонда. "Но мне сказали: "Не надо". Тогда я поставил вопрос о внесении изменений в устав, чтобы расширить права президента - например, предоставить ему возможность запрашивать некоторую информацию. Но мне дали понять, что и это бесполезно: устав менять не будут, так как изначально он писался под исполнительного директора", - рассказал священник.
Он также сообщил, что фонд монополизировал право привлекать благотворителей, и "фактически все пожертвования юридических лиц, предприятий поступают в распоряжение фонда".
Отвечая на вопросы, отец Михаил сказал, что фонд так и не вернул воскресной школе табуретки, которые забрал, из-за чего детям приходилось есть стоя. "Но мы купили свои табуретки - так лучше. Это мелочи, но они портят настроение. Почему-то чаще всего подобное случается перед церковными праздниками", - посетовал он.
По словам священника, рядовые сотрудники фонда - прекрасные люди, многие из них ходят на службы. "Но мне признавались по секрету, что руководство фонда категорически запрещает им общаться со мной. И если у них возникают духовные вопросы, они стараются подойти так, чтобы их никто не видел. Это странно, не могу найти объяснения", - говорит отец Михаил.