28.06.2012 Раскольники из "Совета Священной митрополии Абхазии" о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о полном разрыве своих отношений с Русской Православной Церковью, демонстративно разорвав указы епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о наложении на них запрещения в священнослужении сроком на три года за раскольническую деятельность на территории Абхазии.
"22 июня, по поручению о. Виссариона Аплиаа, ко мне в Новоафонский монастырь приезжали о. Сергий Джопуа, о. Матфей Тужба и о. Далмат Гопия. Они вручили мне "указы" епископа Майкопского и Адыгейского Тихона, о наложении на меня и о. Андрея запрещения в священнослужении сроком на три года. Я даже не стал читать эти указы, просто порвал их и отдал обратно. Они уехали", - заявил о. Дорофей (Дбар) на страницах Aiaaira.com.
По словам абхазских раскольников, теперь они не имеют "никакого отношения к Майкопской и Адыгейской Епархии Русской Православной Церкви (к Грузинской Церкви мы и так не имели никакого отношения)". "Поэтому все прежние и новые указы силы не имеют", - заявляют они.
При этом и о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) намерены продолжать "служить" Литургию "по согласованию со многими церковными иерархами остального Православного мира". "С сегодняшнего дня и до окончательного разрешения статуса Православной церкви в Абхазии, т. е. до появления на территории Абхазии канонического епископа, мы будем поминать за богослужением имя Святейшего Патриарха Вселенского Варфоломея I, как Первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви", - заявляют раскольники.
Напомним, что в результате грузино-абхазской войны 1992-1993 годов священнослужители Грузинской Церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский Патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской Православной Церкви, однако в Москве неоднократно подчёркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского Патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской Церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской и обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской Патриархии.
В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана ещё одна "митрополия" с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена "независимая Абхазская церковь". Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями о. Дорофеем (Дбар) и о. Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей "юрисдикции" не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.
В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским Патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации, после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской Церкви, где получили священный сан.
Московский Патриархат летом 2011 года уведомил об этих событиях Константинопольского Патриарха в официальном письме по существующей практике, дабы отца Дорофея не допускали к совершению священнодействий, если он появится в пределах Константинопольской Церкви.
Теперь о. Дорофей (Дбар) и о. Андрей (Ампар) заявили о своем полном уходе в раскол и разрыве всех отношений с Русской Церковью, поэтому в ближайшее время, скорее всего, будут извергнуты из сана, сообщает Abkhaziya.org.