11.09.2006 Презентация энциклопедического словаря «Религиоведение», выпущенного издательством «Академический проект», состоялась 8 сентября в рамках XIX Московской Международной книжной ярмарки во Всероссийском Выставочном центре в Москве.
На презентации выступили титульные редакторы и авторы проекта: доктор философских наук, ответственный секретарь научно-теоретического журнала «Религиоведение» Екатерина Элбакян, кандидат ф.н. Александр Красников, научный редактор словаря Тамара Трифонова, главный редактор издательства «Академический проект» Антонина Аншукова, а также авторы статей, представители конфессий. Координировал работу встречи мусульманский журналист Сергей Маркус, который, открывая презентацию, отметил, что книга вышла в «актуальное время, когда общество взбудоражено введением в четырех областях в качестве обязательного предмета в средней школе основ православной культуры».
Главный редактор издательства «Академический проект» Антонина Аншукова во вступительном слове подчеркнула, что вышедшая книга – «новое слово и в религиоведении, и в философии, и в осмыслении всеми нами такого онтологического феномена, как вера». «Издательство ждет продолжения диалога в рамках нашего сайта, где мы надеемся организовать диалог с представителями конфессий, потому что без веры человека нет», — отметила она.
Как сообщила Екатерина Элбакян, в работе проекта участвовали авторы из всех федеральных округов России. Был «жесткий отбор статей», из которых многие пришлось отвергать или заказывать заново, но «уровень качества диктовали задача и концепция издания». Хотя это строго научное издание, отметила выступавшая, в нем представлены статьи, написанные «достаточно прозрачным и понятным языком» для широкой читательской аудитории, а не только для узкого круга специалистов. Она предложила направить предложения и замечания в адрес издательства, которые будут учтены подготовке второго издания. С издательством «Академический проект» уже связаны ряд проектов в сфере религиоведения.
Один из титульных редакторов и составителей, кандидат философских наук Александр Красников назвал выпуск словаря «событием для отечественного религиоведения». Авторы, которые участвовали проекте, – люди разных вероисповеданий – последователи иудаизма, буддизма, православные, католики, в том числе атеисты. Характерная черта словаря – все авторы, несмотря на свои убеждения, пытались научно оценить то, о чем они писали.
Научный редактор словаря, заслуженный работник культуры СССР Тамара Трифонова рассказала, что уже 40 лет работает над тематикой религиоведения: в советский период при ее участии издавались словари, а также книги, которые вышли впоследствии в издательстве «Республика». Т.Трифонова обратила внимание слушателей на «парадоксальную особенность»: то, что в советский период выпускалось под названием «атеистический», по сути дела было религиоведческой работой. «И во всей нашей огромной стране группы религиоведов и в Москве, и в Ленинграде и в других городах работали, шла и полевая, и социологическая работа, и все, что накапливалось, было реализовано в литературе, которая выходила в партийном издательстве», — сообщила она. В рамках издательства «Республика», которое является наследником издательства «Политиздат», вышли словарь «Христианство», а затем – «Религии народов в современной России». Выходила серия маленьких словарей, посвященных отдельным конфессиям. Следовательно, подытожила редактор, словарь «Религиоведение» появился не на пустом месте: и в советское время наука, посвященная религии, плодотворно работала. Т. Трифонова также напомнила о 2-томном издании «Мифы народов мира», выпущенном в 1988 году «Советской Энциклопедией» под редакцией этнографа Сергея Токарева.
Один из авторов словаря, доктор философских наук, профессор МГУ Игорь Кантеров отметил, что издание «вносит существенный вклад в то, о чем сегодня много говорится, — толерантность, уважение взглядов других людей». Это издание может стать настольной книгой для тех, кто будет заниматься церковно-государственными отношениями и, соответственно, является вкладом не только в теоретическое, но и в практическое религиоведение. В книге можно найти непредвзятую оценку учения, истории тех религий, которые вызывают у нас сегодня общественное беспокойство, которые являются «дискуссионными, спорными», отметил И. Кантеров.
Профессор кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при Президенте РФ (РАГС), автор статей по католицизму Фридрих Овсиенко напомнил о различии между теологией и религиоведением. Теология – учение о Боге, о его атрибутах, и о мире, сотворенном Господом Богом, а религиоведение – это знание о религии. Задача теологии – утвердить человека в вере, задача религиоведения – дать знания о религии. Религиовед может быть человеком и светским, и духовным. Но религиовед не доказывает существование Бога, он анализирует религию. Достоинство словаря, считает Овсиенко, – в научном подходе к исследованию религий. Научное знание о религии не является «ни религиозным, ни антирелигиозным». Оно объективно. Мировоззренческие выводы могут быть разными.
Консультант Богословской комиссии Русской Православной Церкви Александр Кырлежев передал слова поддержки Богословской комиссии, возглавляемой митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. А. Кырлежев согласился с мнением, что, оставаясь на конфессиональных позициях лично, возможно создавать тексты, которые «будут иметь и научную ценность, и внутреннюю религиозную ценность для общин». В связи с этим он предложил провести обсуждение, чтобы представители конфессий высказались по поводу этой книги. «Возможно, есть ошибки, которые нужно исправлять», — считает А. Кырлежев.
Руководитель Департамента общественных связей Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и Московской еврейской религиозной общины (МЕРО) Владимир Плисс в своем выступлении приветствовал факт, что российский академический мир серьезно, непредвзято отнесся к оценке религиозных конфессий. «Мы понимаем, что это не антирелигиозное издание, и это важно после многих лет советских времен, когда был заказ и все оценки носили предвзятый характер и не все материалы были объективны», — отметил он.