Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля пройдет выставка «Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря»

05.06.2012 С 15 июня по 26 августа 2012 года в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля пройдет выставка, посвященная иконостасу Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Впервые за многие годы на выставке в Музеях Кремля будут собраны вместе иконы, хранящиеся в разных музеях. Посетители увидят кирилловский иконостас во всей его первозданной красоте.

Кирилло-Белозерский монастырь с момента своего основания иноком Кириллом, учеником преподобного Сергия Радонежского, заслужил славу подлинного интеллектуального центра древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы того времени — книжники, богословы, философы. Во времена правления Ивана III в обители развернулось масштабное каменное строительство: в частности, на месте сгоревшей деревянной Успенской церкви в 1496 году был заложен грандиозный каменный собор, украшенный к моменту своего освящения высоким четырехъярусным иконостасом.

Известно лишь четыре подобных иконостаса XV века, причем кирилловский является самым большим и самым полным по количеству дошедших до нашего времени икон (утрачены лишь две из 57). В его создании предположительно участвовали три мастера, имена которых остались неизвестны. Однако при этом все четыре ряда иконостаса объединены тонко продуманной цветовой композицией, создающей настроение удивительной цельности художественного образа, достигнутой без всякой потери индивидуальности почерка каждого из художников.

В XVIII веке древний иконостас был разобран и заменен конструкцией, выполненной в соответствии со вкусами нового времени. Некоторые иконы были убраны в алтарь или переданы в другие монастырские церкви. Только в 1918 году искусствоведы и реставраторы вспомнили о выдающемся памятнике и приступили к его раскрытию и изучению. Вновь открытые иконы пришлось вывезти в Москву и Петроград, так как в самом Кириллове не нашлось подходящих мест для хранения. Отреставрированные произведения были переданы в собрания Третьяковской галереи, Русского музея и Музея имени Андрея Рублева. С течением времени об их происхождении из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря надолго забыли.

В 1960-х годах на волне нового интереса к древнерусской живописи и культуре Русского Севера началось интенсивное изучение архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря. Не был обойден вниманием и сохранившийся иконостас главного храма обители. С помощью документов из монастырского архива стало возможным восстановить его первоначальный облик. Открытия, совершенные в ходе многолетних исследований иконостаса, значительно обогатили представления о древнерусском искусстве.

Редакция текста от: 05.06.2012 16:15:53