13.08.2011 Работа реставраторов по сохранению фресок Ферапонтова монастыря Вологодской области близится к завершению.
"Мы предлагали только консервацию. Мы не стали ничего восстанавливать в красочном слое - то, что обычно называется полным живописным восстановлением. Мы сделали по максимуму все, чтобы можно было увидеть сохранную живопись без новой краски. Вот это уникальность", - рассказал реставратор Николай Бергман.
Каждый миллиметр из 600 кв. метров стенописи был рассмотрен в микроскоп, а потом очищен от пыли и копоти, обработан специальным закрепляющим составом.
Один из важных компонентов консервации стало создание в соборе Рождества Богородицы, где находятся фрески, особого микроклимата.
"Самым лучшим методом для этого, или техническим решением оказалось устройство теплых полов, которые в основном обогревают нижнюю зону, не вызывают перегрева и конденсата в верхних частях", - заявил ведущий научный сотрудник лаборатории климата музеев и памятников архитектуры ГосНИИР Борис Сизов.
Реставрационные леса будут стоять в соборе до конца августа, после чего 30-летний процесс консервации (сохранения) уникальных фресок можно будет считать завершенным, сообщает телеканал "Культура".
Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО 11 лет назад.
Ансамбль обители формировался в период с XV по XIX век. Располагающийся в монастыре музей фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Это единственная полностью сохранившаяся роспись Дионисия - выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.
После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV веков в Новгороде фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.