07.08.2006 В советской России количество "внедренных" в Церковь людей - "обычно мирян - было чрезвычайно мало", заявляет заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
"Почти все они покинули Церковь, когда перестали находиться "на задании", - пишет отец Всеволод в очередной части своих дневниковых записей под названием "Лоскутки", опубликованных в июльском номере газеты "Православная Москва".
По его словам, в советское время практически любой священнослужитель должен был встречаться с работниками Совета по делам религий, которые передавали информацию в спецслужбы. Уходили туда и отчеты о зарубежных поездках - "вполне формальные и вряд ли могущие именоваться "стуком", отметил отец Всеволод.
Он также добавил, что некоторые священнослужители действительно "стучали" на собратьев - "кто по злобе, кто для устранения конкурентов, кто ради сведения личных счетов". "И вот это, в отличие от естественного контакта, который Церковь должна поддерживать с любой властью, на самом деле является грехом", - подчеркнул отец Всеволод.
Однако, продолжил он, этот грех не исчерпывается советским временем: "он был при царях, он совершается сейчас (и в России, и на Западе), он, наверное, будет всегда. Всегда, пока власть прислушивается к доносам".
Представитель Русской Церкви рассказал, как во время одного европейского межхристианского собрания известная лютеранская защитница прав человека многократно говорила, что церковным общинам нужно очиститься от тех, кто сотрудничал с коммунистическими спецслужбами.
"Я тогда поднялся и сказал: "Не вижу разницы с теми, кто сотрудничал со спецслужбами западными. Давайте и ими займемся?" Ответом было гробовое молчание. Как будто факт "победы" в холодной войне списывает любые действия победителей", - пишет отец Всеволод.