19.04.2011 Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телеканала "Спас" рассказал, что корни традиции посещения кладбищ на Пасху уходят в дореволюционную Россию, когда абсолютное большинство наших предков жили в деревнях и на Пасху ездили в близлежащие села, где, в отличие от деревень, непременно был храм. Чтобы не возвращаться по бездорожью и потом, уже по хорошей погоде, не ехать снова на кладбище, чтобы убраться на могилках, простой люд после службы отправлялся к местам упокоения близких (людей тогда хоронили в основном при церквях) и разговлялся на кладбище принесенным с собой куличом
Таким образом, по словам священника, собственно христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет.
"Это никак не связано. Этот обычай возник из практических соображений, потому что другого пути не было, и сейчас потерял всякий смысл", - сказал отец Димитрий, добавив, что, хотя "дороги остались такими же, как были тогда", но в распоряжении современного человека есть автомобили, автобусы, электрички, да и в деревнях живет гораздо меньше народу, чем прежде.
В то же время, продолжил отец Димитрий, в самом посещении кладбища на Пасху никакого греха нет. "Мы свободные люди – мы на кладбище можем ходить и на Пасху, и на Рождество, и на день рождения Ленина, и кто нам что вообще запретит! Никаких церковных предписаний насчет таких глупостей, когда кому куличи есть и яйцо крашеное, нет, потому что ни кулич, ни яйцо к Воскресению Христову не имеют никакого отношения. Это просто наш отечественный, народный, крестьянский, освященный временем обычай", - пояснил отец Димитрий.