09.03.2011 Презентация книги заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерея Николая Балашова и Людмилы Сараскиной «Сергей Фудель» состоялась 3 марта в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына. Книга, которую выпустило издательство «Русский путь», является дополненным и исправленным изданием биографии христианского мыслителя, богослова и литературоведа Сергея Иосифовича Фуделя (1900-1977), испытавшего многолетние гонения в годы советской власти. Первое издание книги на русском языке (2005) дополнено новыми материалами из архивов, главным образом, из архива ФСБ, а также фотографиями, многие из которых публикуются впервые. Представленная книга является существенной, но не последней частью «фуделианы», выразил надежду директор издательства «Русский путь» и Дома русского зарубежья Виктор Москвин.
На вечере выступили авторы книги и те, кто был причастен к ее созданию, а также к «открытию» С. Фуделя для читателей – его сочинения распространялись в самиздате в годы застоя, хранились под спудом, и только в 1998 г. в издательстве «Русский путь» вышла первая книга С.И. Фуделя — «Наследство Достоевского», подготовленная Л. Сараскиной. Некоторые сочинения С. Фуделя выходили на Западе, в издательстве «ИМКА-Пресс». Именно благодаря этому издательству открыли для себя Фуделя Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна Солженицыны. «Мы очень любили С. Фуделя и читали все, что удавалось найти», -- вспоминала на вечере Наталья Дмитриевна. Именно она инициировала подготовку издания первой книги Фуделя на родине.
О том, как произошла ее заочная встреча с Фуделем и как она повлияла на ее жизнь, рассказала известный историк литературы, доктор филологических наук Людмила Сараскина. По ее словам, до 1997 г. ей ничего не было известно о Фуделе, но уже очень многое – о Достоевском, поэтому «полуслепые» машинописные странички можно было воспринять с известным скепсисом: как «еще одно» сочинение о великом писателе. «Но рукопись победила – такие чистые ноты душевной правды редко можно встретить», -- вспоминала Л. Сараскина. Тогда же у нее появился «товарищ» и будущий соавтор: она отправила книгу о Достоевском в Новгородскую область, сельскому священнику Николаю Балашову и получила от него подробнейшую рецензию.
После выхода первой книги сын С.И. Фуделя Николай попросил Людмилу Ивановну заняться разбором и публикацией архива отца. Результатом стало трехтомное собрание сочинений С. Фуделя, подготовленное совместно с протоиереем Николаем Балашовым, а также серия публикаций отдельных богословских сочинений автора и теперь уже два издания биографии православного мыслителя.
А в 2007 г. судьбой С. Фуделя заинтересовался итальянский католический фонд «Христианская Россия», который в течение многих лет собирает материалы о новомучениках и праведниках в России ХХ в. По инициативе сотрудницы фонда Джованны Парравичини была издана на итальянском языке первая биография С. Фуделя, написанная Л. Сараскиной. Последняя отрекомендовала Джованну Парравичини как «крестную маму биографии Фуделя».
Представитель «Христианской России» говорила на вечере об уникальном духовном опыте Фуделя, о его «великой выстраданной потребности поделиться радостным, пасхальным пониманием веры». Она поблагодарила авторов биографии Фуделя не только за огромный труд по обработке и комментированию архивных материалов, но и за то, что им удалось найти точный, адекватный язык, чтобы донести до читателя актуальность опыта Фуделя, его «жизни в свете Евангелия».
О. Николай Балашов вспоминал, что впервые познакомился с самиздатскими рукописями Фуделя в начале 1980-х гг.; эти опусы стали в ряд со многими другими запрещенными тогда религиозными книгами и даже забылись. Но когда о. Николай спустя 20 лет стал работать над изданием рукописей Фуделя, оказалось, что именно Фудель во многом сформировал его восприятие Церкви, «духовной сокровищницы православной традиции».
На презентации священник рассказал также о том, как ему удалось получить доступ к архивам ФСБ, связанным с Фуделем. Знакомство со страшными подробностями следственных дел привело о. Николая к мысли о том, что «сдержанность (со стороны власти – прим. ред.), с которой открываются следственные дела, не лишена оснований». По его словам, эта «сдержанность» связана с «реальной необходимостью защиты тайны личной жизни людей», которые подвергались изощренной психологической обработке и многие из них «незаметно для себя начинали давать показания». «Призыв сделать открытыми очень страшные страницы архивов ФСБ являются недостаточно продуманными и в некоторой степени безответственными», -- сказал о. Николай. В этом с ним согласился профессор Владимир Захаров: он опасается, что знакомство с упомянутыми архивами откроет «ящик Пандоры», что есть угроза без должной деликатности «растрепать» бесценные документы людей, «которые совершили свой духовный подвиг».
Как упоминал на вечере о. Николай Балашов, впервые с текстами Фуделя его познакомил Александр Копировский, ныне – профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института. Александр Михайлович рассказал о своем личном знакомстве с С. Фуделем, которое началось в середине 1970-х гг. Самое сильное впечатление на него произвела «причастность святости», которую являл С. Фудель, а также его восприятие Церкви как «духовной реальности, общения святых». По словам А. Копировского, многочисленные испытания и страдания Фудель воспринимал «не как победу», а как следствие своего отказа «пойти до конца» (оптинский старец Нектарий благословил его на священство, которого Фудель не принял).
«Через крест к свету», -- эти несколько слов, сказанные в 1922 г. Сергею Фуделю на венчании будущим священномучеником, архиепископом Николаем (Добронравовым), стали духовным девизом Фуделя на всю жизнь. Об этом говорила его внучка Мария Николаевна. Она рассказала также о своем общении с дедом и о его последних днях, когда так явственен был «контраст между умирающим телом и силой духа». Выступавшая поблагодарила авторов биографии деда за книгу, в которой «нет ни одной фальшивой ноты, она написана в полной гармонии с внутренним миром Сергея Иосифовича Фуделя».
О личных встречах с С. Фуделем рассказала также Оксана Емельянова – вдова душеприказчика Фуделя, покойного профессора Свято-Тихоновского университета Николая Емельянова. Друг Николая Сергеевича Фуделя Дмитрий Шаховской поведал о том, как к нему попал ставший теперь знаменитым чемодан с рукописями С.И. Фуделя, которые были изданы в трехтомном собрании сочинений. Все архивные материалы, связанные с Фуделем, и легендарный чемодан, в том числе, бережно хранятся в Доме русского зарубежья, сообщил Виктор Москвин. Вечер завершился репликой молодого человека, который рассказал, что московский турклуб совершает походы по местам, связанным с новомучениками и исповедниками Российскими, и в годовщину кончины С. Фуделя собирается пешком отправиться в Покров – за 101 км, где семье Фуделя было позволено провести последние годы.