Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СЕРГИЙ ИСПОВЕДНИК"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Опять путаница святых и их имён! Помогите разобраться!
24.07.2015 04:34:28

В "Древе" ПРОИГНОРИРОВАНА память из оф. календаря РПЦ под 13 мая: " Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX)" - http://calendar.rop.ru/mes1/may13.html и http://calendar.rop.ru/svyat1/may13-georgij-isp.html То же - в календаре РПЦЗ, у нас в "Настольной книге священнослужителя" и зелёной Минее.

Пытаюсь разобраться. У Иустина Поповича http://www.svetosavlje.org/biblioteka/AvaJustin/ZitijaSvetih...htm - два разных святых:

1) СПОМЕН СВЕТОГ СЕРГИЈА ИСПОВЕДНИКА

Свети мученик и исповедник Сергије родио се у Цариграду. Због поклоњења и молитвеног поштовања светих икона он би ухваћен од иконобораца и приведен безбожном цару Теофилу[12]. Цар га стаде разлозима и претњама приморавати да се одрекне поклоњења светим иконама, али светитељ не пристаде. Побуђен одвратним и лажним речима мучитељевим, светитељ му рече: Сваки прави хришћанин треба да се клања чесним иконама и да их молитвено штује, пошто молитвено поштовање светих икона прелази на прволик.

За ове речи светом Сергију везаше конопац око врата и вукоше га по градским улицама као злочинца, затим га затворише у тамницу, и најзад му одузеше и разграбише целокупну имовину, па га заједно са женом његовом Ирином и децом послаше у прогонство. У прогонству он претрпе много мука, па с радошћу отиде ка Господу.

2) СПОМЕН СВЕТОГ ГЕОРГИЈА ИСПОВЕДНИКА

Родом из Цариграда; под царем Теофилом због поштовања светих икона одузето му имање; и после разноврсних страдања послат у заточење заједно са својом женом и децом; у заточењу и преминуо, у деветом веку.

В Кипрском календаре http://www.impaphou.org/maios.aspx , в Албанском календаре http://ru.scribd.com/doc/251491537/Kalendari-2015 , в месяцеслове Константинополя http://www.goarch.org/chapel/dateceleb_view?m=5&d=13&y=2015 , у греков http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3149/sxsaintinfo.aspx - есть только ОДИН: Сергий исповедник. По греч. житию: с женой Ириной и чадами - как и у Иустина Поповича.

Надо понимать, что в оф. календаре смешана память Сергия Исповедника и не "одноимённого ему" Сергия Агиополита (вроде бы НЕ во святых), а св. Григория Исповедника тоже 9-го века?

Американцы - как мы: http://oca.org/saints/lives/2015/05/13/101369-st-george-the-...tin

Или наоборот: неправы все, кроме календаря РПЦ, который разобрался, что Сергий - это Агиополит, а Георгий - это с Ириной и чадами?

Вот только откуда Георгий возник - и у Иустина Поповича, и у нас, и у американцев? Почему греки о нём ничего не говорят?

Является ли выходом тот вариант, который избрала Википедия: "Saint Sergius (George) the Confessor of Constantinople, with his wife Irene and children (c. 829-842)"?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2246
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Опять путаница святых и их имён! Помогите разобраться!
25.07.2015 00:13:43 в ответ на "Опять путаница святых и их имён! Помогите разобраться!" (д. Александр Васильев)

Для начала, побубним.

> Надо понимать, что в оф. календаре смешана память Сергия Исповедника и не "одноимённого ему" Сергия Агиополита (вроде бы НЕ во святых), а св. Григория Исповедника тоже 9-го века?

Брр. Кто кого смешивает? Митрополит Агафангел не смешивает Сергия Исповедника и Сергия Агиополита [1]

Некоторые отождествляют Сергия и Георгия Агиополитов [2].

> Или наоборот: неправы все, кроме календаря РПЦ, который разобрался, что Сергий - это Агиополит, а Георгий - это с Ириной и чадами?

Думаю что в редакции ПЭ разобрались [3],

> откуда Георгий возник - и у Иустина Поповича, и у нас, и у американцев? Почему греки о нём ничего не говорят?

И их объяснения будут потом. Пока добавим цитату: "При работе над своими сочинениям свт. Димитрий обработал множество текстов на древних языках южных славян. Впоследствии они в новой доступной редакции вернулись к сербам и болгарам сначала в виде «Житий святых» свт. Димитрия [4], а затем в разных переводах, в том числе знаменитом сербском переводе архим. Иустина (Поповича)" [5].

Т.е. ответ на почему "и у Иустина Поповича, и у нас" вроде как понятен, а вот "откуда"...

P.S.: или кто кому дядя (сказка на ночь):

"Спафарий Сергий Исповедник, которого с серьезными основаниями отождествляют с отцом будущего патриарха Фотия [6] (...) Фотий приходился внучатым племянником патриарху Тарасию" [7]

"спафарий Сергий, приходился племянником(…) константинопольскому патриарху Тарасию (784-806) (…) (в Константинопольском синаксаре память 13 мая; вопрос о его тождестве с историком Сергием Исповедником остается открытым) [8].

У Сениной, со ссылкой на Афиногенова [9], сказано, что Сергий Исповедник "не был ни священником ни монахом" [10]

Пока все!



[1]  См. стт. "Αγιοσ Φωτιοσ, Πατριαρχησ Κωνσταντινουπολεωσ" и "Σεργιοσ Αγιοπολιτησ" // Η Βυζαντινή Εκκλησιαστική Μουσική και Μελωδοί και Υμνογράφοι από των Χρόνων της Αρχαίας Εκκλησίας μέχρι και τον ΙΘ΄ Αιώνα, σελ. 106, http://www.apostoliki-diakonia.gr/byzantine_music/ymnografoi...106

[2]  "Георгий Агиополит, палестинский гимнограф IX в. Митр. Софроний (Евстратиадис) отождествил его с Георгием Анатолийским. Др. исследователи считают, что под этим именем писал Сергий Агиополит". См. Православная Энциклопедия, Т. 11, С. 46, http://www.pravenc.ru/text/164327.html

[3]  "Георгий, св., исп. (пам. 13 мая) - см. Сергий, св., исп., с женой Ириной и чадами" См. Православная Энциклопедия, Т. 11, С. 46, http://www.pravenc.ru/text/164223.html

[4]  См. Память святого Георгия исповедника 13 мая по ст.ст. / 26 мая по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовскогоhttp://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib493/

[5]  Александр Кравченко, "Святитель Димитрий Ростовский и южные славяне" // Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского, http://www.hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=46

[6]  См. Mango, The Liquidation of Iconoclasm, p. 136-137

[7]  Афиногенов Д.Е. "Повесть о прощении императора Феофила и торжество православия". М.: Индрик, 2004, с. 52, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/840-860/Po...htm

[8]  Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в cредневековых пиcьменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы: 2000 г. М. Восточная литература, 2003, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo...htm

[9]  Афиногенов Д.Е. "Повесть о прощении императора Феофила и торжество православия". М.: Индрик, 2004, c. 43, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/840-860/Po...htm

[10]  Сенина Т. А. "Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность?" // Scrinium – 2006, Т. 2, стр. 252 http://www.mediafire.com/download/ianz2xmdekd/240-272-Senina.pdf

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Опять путаница святых и их имён! Помогите разобраться!
25.07.2015 11:01:56 в ответ на "Re: Опять путаница святых и их имён! Помогите разобраться!" (Олексій Тре)

В любом случае, спасибо за проделанную работу. ))) Конечно, именно (или примерно) так, как Вы, и нужно со всем этим было бы управляться. Я предпочёл бы, чтобы сведе́нием православных месяцесловов занялся кто-нибудь знающий языки (английский не в счёт, да и "знать" - понятие растяжимое) и владеющий источниками. Я был бы счастлив, если бы в своё время дали довести до конца работу иг. Андронику Трубачёву и его группе (условно говоря), а потом вывели бы результат в виде реального продукта. Увы, его подход (в частности, отношение к так называемым местночтимым памятям), отражённый в его статьях и докладах, так и не был принят в качестве подхода Русской Церкви. Поэтому теперь занимаются этим всем дилетанты вроде меня...

...Надо поставить себе за правило, скрепя сердце, обращаться всё-таки к "ПЭ", сколь бы это ни было подчас неприятно. Да простят они меня.

Ответить