д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Агния и Анна (Агния)
04.03.2015 17:06:46 |
|
Не решаюсь что-либо править без обсуждения. Привожу ход разборок. В официально календаре РПЦ - вопросов как бы и нет: в списке имён http://calendar.rop.ru/svyat1/svw-a.html
Чуть ниже, правда:
На Православии.ру http://days.pravoslavie.ru/ABC/wa.htm#agna
На "Анна" http://days.pravoslavie.ru/ABC/wa.htm#anna ссылок очень много, выбрал только те, которые могут относиться к теме.
В "Настольной книге священнослужителя", т.2, с.522 (20.01): "Мчч. Фирса и Анны" - ошибка, которая была исправлена в "зелёной" Минее-январь http://korolev.msk.ru/minea/jan2/jan2645.html : "Мчч. Фирса и Агны" (почему-то был избран вариант "Агны", а не "Агнии", хотя у греков, откуда позаимствована эта память http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1815/sxsaintinfo.aspx "Οἱ Ἅγιοι Θύρσος καὶ Ἁγνὴ οἱ Μάρτυρες" - конечно, Фирс и Агни́я.). В "НКС" на с527 (21.01): "Мц Агнии девы (+ ок. 304)", то же в Минее. У греков http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1817/sxsaintinfo.aspx это - память Анны: "Ἡ Ἁγία Ἁγνὴ ἡ Μάρτυς" - ещё одна, отдельная Агни́я! Потому что у тех же греков 20 числа http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1830/sxsaintinfo.aspx - "Ἡ Ἁγία Ἄννα ἡ Μάρτυς" - Анна. Как видим, НКС и Минея довольно неуклюже пытались "развести" две разные памяти (исходя из того, что речь идёт о ДВУХ разных святых, - об этом ниже) путём игры с именами: Анна (Агния) под 21.01 - уже устоялось, вот и решили ту, что 20 числа, сперва назвать Анной (мол, какая разница, одно и то же имя), но к моменту выпуска Миней спохватились и придумали "Агну". Чем нам может помочь ресурс https://en.wikipedia.org/wiki/January_20_(Eastern_Orthodox_liturgics) и https://en.wikipedia.org/wiki/January_21_(Eastern_Orthodox_liturgics) ?
На http://orthodoxwiki.org/ 20.01: Martyrs Thyrsus and Agnes (5th c.) и Martyr Anna at Rome; 21.01: Virgin-Martyr Agnes of Rome (see also January 20) - т. е. с отсылкой на предыдущий день. Похоже, тоже пришли к тому, что святых - двое, а не трое. У свт. Димитрия Ростовского под 21.01: "Житие и страдание святой мученицы Агнии девы" (далее упоминание о том, что она жила и пострадала в Риме, и со сноской: "Св. мученица Агния пострадала в 304-м году". "Полный месяцеслов народов Востока", т.2. 20.01: Мучч. Фирса и Агны*. 1295. (Охр. Мед. 21 янв. собор их близ Елениановых). Муч. Анны* в Риме. Флор. 1295 (наверное Агна 21 янв.). Там же, 21.01: Св. муч. Агнии* девицы в Риме, † ок. 304. Фирса и Агны*. Охр. Сирм. Мед. (20 янв.). Встречаются и другие, в т. ч. дублирующие памяти - обычно с отсылками к главным: 16.01 - "Муч. Агны. Охр. Екл. (21 янв.)"; 5.07 - "Свв. мучч. Анны и Кириллы при Диоклитиане. Вас. Петр. 240. (Это Агна или Агния 21 янв. и Киприлла 4 июля с Феодором. Антон 6 июля одной Агны. Капп. 7 июля Киприллы)", 6.07 - "Муч. Агны. Антон. (5 июля)"; 14.01 - "Св. муч. Агнии в темнице. 1295. (отлична он Агнии 21 янв.)", 1.02 - "Агнии римской. Сирм. 239. (21 янв.)", 23.06 - "Муч. Агнии. До Мак. и Мак. житие (янв. 21)". Житие под 21.01: > Муч. Агния. В Деяниях св. (Iann. Т. II. р. 350) помещена жизнь ее, писателем которой
называется Амвросий медиоланский, далее пространные сказания об ее мощах и последующих
чудесах на западе, где она особенно чтится. Мазвохий (III. 921) кончину ее относит к. 259 году,
а Рюинарт доказывает, что кончина ее последовала ок. 304 года (Асtа mart. sinc. III). Последнее
наиболее общепринято у ученых (сн. Штадлера). „Хотя ученые не признают сказания о ней
Амвросиевым; тем не менее св. Амвросий в одном из подлинных своих сочинений (de
virginibus. lib. I. с. 2) говорит о св. Агнии согласно с упомянутым сказанием, не упоминая
только о событиях по смерти ее. В прославление подвига целомудрия ее Пруденций (V в.)
сложил ей особое песнопение (περὶ στέφ. XIV), также и папа Дамас (IV в. Саrm. XXIX. Раtrol. Т.
ХIII); оба кратко, но в совокупности почти тоже повествуют, что в упомянутом сказани». Св.
Димитрий ростов. стр. 155. Об ней говорят еще Иероним (epist. 130 аd. Demetr.) и Августин в
слове на день ее (Serm. 273 и другом 354). В древних римских мартирологах память ее показана
и 21 и 28 января потому, как думают, что в первой день было собрание верных при гробнице
святой на Номентанской дороге, а в 8 день после того (осtаvа) на самом месте страдания ее на
площади огональской. (См. примеч. в Узуарду). Касательно дня ее кончины западные ученые
колеблются: одни относят ее к 21, а другие к 28 января. Древнейшие календари: Бухерианской и
Карфагенской и сакраментарий папы Геласия ставят ее 21 января и, вероятно, это был день ее
кончины, а попразднство (осtаvа) 28 января (Неrzog. XIX. 29). По мнению некоторых западных
ученых 26 было рождение ее по плоти. (Binterin Deвkоurd. V, 1. 320). О мощах ее в Царьграде
при Феодосии Младшем говорит Феодор чтец. Без сомнения, это часть ее мощей. Ныне мощи ее
почивают в загородной церкви ее имени по дороге Номентанской, а глава в церкви: Святая
святых.
Житие под 5.07: > Мучч. Анна и Кирилла. Месяцеслов Василия 5 июля о Киприлле говорит тоже, что в
славянском прологе говорится об ней под 4 июля в сказании о Феодоре киринейском. В
Петровом прологе и 1 редакции месяц. Василия она называется также Киприллою 5 июля,
следов. Кирилла и Киприлла одно лице. _Анна называется Агною не только в греческих
памятниках, например в Василиевом месяцеслове, Петровом прологе, но и в славянских:
например, в стишном прологе 1370 года, киевском печатном месяцеслове 1672 года. В 1
редакции месяцеслова Василия стоит: Чистые, в святцах № 51 Чистины т. е. Αγνῆς —
непорочныя, чистые*. Об Агне месяцеслов Василия говорит, что она многих блудниц
увещаниями своими обратила ко Христу и за то отведена в блудилище, но сохранена Ангелом,
воскресила в глазах мучителя умершего, но сожжена, как волшебница; следовательно это одно
лице с Агниею, память коей совершается 21 января:.
Далее, в списке имён - уже "разобранные" по основным памятям: Агния* (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агния* в темнице, 14 янв. Агна*, 20 янв. ВЫВОД. *_Итак, Фирс и Агния (Агна) (V в.) - это одна память, а Анна (Агния), дева Римская (ок. 304) - вторая. Можно править исходя из этого? (Прошу снисхождения: температурю, голова соображает плохо, могут быть ошибки.) Если да, то мне кажется, следует основную статью о Римской мученице переименовать так: Анна (Агния) Римская, создав перенаправление на неё с "Анна Римская", "Агния Римская" *и "Агна Римская". Я имею в виду вариант "Анна" поставить на первое место как преобладающий у греков. Ну, и внести соответствующие исправления в календарные статьи 21 января (это я сделаю вскоре сам) и 5 июля. Жду отмашки. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
И. Н. Харину
08.03.2015 16:07:41 в ответ на "Агния и Анна (Агния)" (д. Александр Васильев) |
|
В правках календарных статей дошёл до 20 января - и снова упёрся в Анну-Агнию. Пожалуйста, посмотрите предыдущий пост и посоветуйте. (Прошу прощения, он изложен немного сумбурно, но в общем там всё сказано.) |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: И. Н. Харину
09.03.2015 04:56:35 в ответ на "И. Н. Харину" (д. Александр Васильев) |
|
> Пожалуйста, посмотрите предыдущий пост и посоветуйте.
Слишком хитро Вы там всё написали. В любом случае, прежде чем приступать к правке календарной страницы и переименованию статей, надо сильно править персональную страницу: вносить туда данные о традиции почитания, о месяцесловах, о путанице из-за трёх форм имени. После этого станет яснее что делать дальше. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
"Окончательное решение" (на данный момент) аннинского вопроса
11.03.2015 00:14:33 в ответ на "Re: И. Н. Харину" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Собирался-собирался ответить... А тем временем распечатал третий том афонского синаксаря (изд. Сретенского монастыря) - и первым делом решил разобраться с Агниями-Аннами-Агнами... Посмотрев, отказался от мысли таки навести с этим порядок. Я не умнее составителей этого очень хорошего синаксаря. И я предпочитаю просто принять то, что предлагает этот синаксарь. А именно:
Под другими числами других месяцев Анн, Агний, Агн и Агнесс в синаксаре нет. Итак, в этом издании используются ТРИ варианта имени: Агния, Агнесса (соотв. греческим написаниям Агни и Агнис), Анна. В "Древе" и вообще в русских текстах вариант "Агнесса" не то чтобы совсем не встречается, но не распространён, - он как бы "западный". (Интересно, что игумению киевского Флоровского монастыря, племянницу прп. Кукши Одесского, умершую в середине 1980-х, звали именно Агнесса.) Наверное, правильно будет поступить так: первым употреблять то имя, что стоит в официальном календаре РПЦ (или - в случаях, когда памяти там нет - в НКС и Минее), далее - вариант афонского/сретенского синаксаря. [1] Привычную пометку "(Греч.)" использую вместо текста в синаксаре: "Память св. Агнессы содержится в византийских Синаксарях. В месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена". |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
P. S.
11.03.2015 00:40:47 в ответ на "Re: И. Н. Харину" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Да, обращаю внимание вот на что: в синаксаре чётко отделены друг от друга Анна Римская (20 января) и Агнесса Римская (21 января). Я следую этому варианту. В данном случае (как и во многих других) не в результате каких-то самостоятельных исследований, а просто доверяясь афонцу-составителю замечательных книг, тем более что это на сегодняшний день последнее слово. Да ещё и с грифом "Рекомендовано" Изд. Совета РПЦ. :) |
||
Ответить |