Обсуждение статьи "6 ЯНВАРЯ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Правка отклонена модератором
29.01.2015 21:47:09

Почему?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3737
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка отклонена модератором
29.01.2015 22:14:26 в ответ на "Правка отклонена модератором" (д. Александр Васильев)

> Почему?

Вроде бы очевидно. 6 января - Богоявление, и прочие праздники переносятся на другие даты.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором
29.01.2015 22:44:40 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (Александр Иванов)

> > Почему?
> Вроде бы очевидно. 6 января - Богоявление, и прочие праздники переносятся на другие даты.

В данном случае речь идёт о памяти, отмечавшейся, возможно, до установления празднования или сегодняшней даты Адвента, который когда-то был одним праздником с Рождеством. Понятно, что с этих двух важнейших дат празднования потом были перенесены. Те празднования, которые не были забыты. Сегодня, когда о них вспоминают - кто? - да мы с Вами, но не календарная комиссия РПЦ! - то кто возьмёт на себя дерзновение перенести эту память на другой день? На какой? Мне кажется, эту память нужно просто восстановить. А потом - если Бог дать не стст - перенесут. Когда прославили свт. Тихона (Белавина), то прославили совершенно бездарно: одну память прописали в день преставления - на Благовещение, вторую в день прославления - на Иоанна Богослова! Понятно, что никто ему там никогда не служил и служить не стал бы. Но вот до одного из Патриархов, наконец, дошло - и появился третий праздник - обретение мощей - специально, чтобы в этот день полиелей послужить!

А так - эту память, значит, нужно снова забыть,? Плохо дело...

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором
29.01.2015 23:06:09 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (Александр Иванов)

Забыл сказать: поминовение этих нескольких имён в молитве "Спаси, Боже, люди Твоя" вовсе не испортило нам праздника Богоявления. ))

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором
01.02.2015 16:39:35 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (Александр Иванов)

После некоторых раздумий всё-таки решаюсь попросить вернуть в 6 января память этих африканских святых. При всём желании мы с Вами не может сами решить, куда переносить их память. Да и такое перенесение было бы актуально лишь в том случае, если бы им кто-нибудь решил послужить службу. (Именно ради этого перенесена, напр., со дня Воздвижения память свт. Иоанна Златоуста.) Если, паче чаяния, кто-то действительно захочет послужить им, то во власти настоятеля будет перенести эту память на любой день. Но это будет возможно лишь в том случае, если мы внесём эту память в календарь! Если этого не сделать, она так и останется забытой. Еп. Нафанаил, упоминая эту память в своём докладе, никак не комментировал то, что она пришлась на Богоявление - вероятно, справедливо полагая, что эта деталь в данный момент неактуальна, - точнее, это просто другой вопрос. Его задачей был возврат из забвения этой памяти, как и всех остальных.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3737
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка отклонена модератором
01.02.2015 16:56:02 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (д. Александр Васильев)

> Еп. Нафанаил, упоминая эту память в своём докладе, никак не комментировал то, что она пришлась на Богоявление - вероятно, справедливо полагая, что эта деталь в данный момент неактуальна, - точнее, это просто другой вопрос. Его задачей был возврат из забвения этой памяти, как и всех остальных.

Восстановление почитания - не наша задача. Я уже писал, что с сомнением отношусь к тому, чтобы в календарь Древа помещать памяти святых, о существующем почитании которых православными достоверно неизвестно. В данном случае, память в день Богоявления противоречит сложившейся богослужебной практике нашей Церкви. Если данная память на этот день появится в святцах одной из поместных Церквей, обязательно ее разместим.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором
01.02.2015 18:29:01 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (Александр Иванов)

Что ж, Ваша позиция ясна. Естественно, я смиряюсь с Вашим решением. Однако скажу ещё несколько слов.

> Восстановление почитания - не наша задача.

Очень может быть, что напрасно.

> Я уже писал, что с сомнением отношусь к тому, чтобы в календарь Древа помещать памяти святых, о существующем почитании которых православными достоверно неизвестно.

У меня как раз была мысль открыть отдельную тему по этому поводу. Но раз Вы затронули этот вопрос, я уж здесь.

Этот дополнительный критерий - наличие современного православного почитания - лично мне представляется сомнительным и излишним, и вот почему. Мученики за Христа, пострадавшие на Западе и только в силу этого своего географического положения не попавшие в наши месяцесловы тогда же (или вскоре после того), конечно, не обидятся на нас за то, что мы не чтим их. Просто потому, что святые не обижаются. Но они ничем не меньше и не хуже других свидетелей Христовых. Я сейчас напишу страшную вещь: я совершенно уверен, что католического почитания достаточно. Оговорюсь: я не экуменист, не разделаю католических ересей, не состою и не собираюсь самочинно вступать в евхаристическое общение с кем-либо, с кем не состоит в общении Православная Церковь. Но я вполне отдаю себе отчёт в том, что католики (я имею в виду верующих христиан, а не священноначалие - осознанных сторонников католических ересей) реально уже тысячу лет несут эту эстафету почитания святых, которую мы по разным причинам "официально" лишены возможности нести. Святые, признанные таковыми неразделённой Православной Церковью (и уж мученики-то - безоговорочно) и почитавшиеся там в прошлом и чтимые в настоящем, безусловно должны быть почитаемы и православными. Я уже писал как-то, что подвергать ревизии решения Неразделённой Церкви - это надо быть очень смелым.

> В данном случае, память в день Богоявления противоречит сложившейся богослужебной практике нашей Церкви.

Память в ЛЮБОЙ день не может противоречить богослужебной практике! Что до календаря - то вот:

http://calendar.rop.ru/svyat1/svm-f.html

> Феофан - богоявление [греч.]
> - Затворник, Вышенский, еп.: Ян. 6, 10; Ин. 16 || Лип.; Петерб.; Ряз.; Тамб.

6/01 - БОГОЯВЛЕНИЕ! Как раз то самое 6 января! Подробнее http://calendar.rop.ru/mes1/jan06.html :

> 6 января по старому стилю / 19 января по новому стилю
> понедельник
>
> Седмица 33-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 32-й седмицы).
> Святое Богоявление.
>
> Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
>
> Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Другое дело, что для богослужебного поминовения Церковь определила иной день - 10/01 http://calendar.rop.ru/mes1/jan10.html

Как говорится, не хотите - не надо. Но не нужно для нежелания искать теоретическую подоплёку.

> Если данная память на этот день появится в святцах одной из поместных Церквей, обязательно ее разместим.

Дние лукави суть - можем не дождаться.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3737
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка отклонена модератором
01.02.2015 18:43:41 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (д. Александр Васильев)

> Очень может быть, что напрасно.

Сейчас Древо представляет собой внушительное собрание белых пятен, у нас в списке 45 тыс. требующихся статей, и это число только растет со временем. Вот основное поле для нашей деятельности.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором
01.02.2015 19:15:14 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (Александр Иванов)

> у нас в списке 45 тыс. требующихся статей, и это число только растет со временем. Вот основное поле для нашей деятельности.

Я этого не собирался оспаривать. Но созданием статей должны заниматься имеющие к этому склонность. Я же могу делать только то, в чём я худо-бедно (к сожалению, иногда чрезмерно худо и бедно) пытаюсь разбираться. Надеюсь, моё занудство не повредит основному полю деятельности "Древа". :)

(Если вдруг когда-нибудь передумаете с 6/01, буду рад.)

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
6 января у греков )))
02.02.2015 01:19:07 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором" (д. Александр Васильев)

Στις 06/01/2015 εορτάζουν:

Αγία Θεοφάνεια // СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

------------------------- // Мчч. Телесфора, Иокувда, Петра, Марка, Акута, Ианнуария, при императоре Септимии Севере пострадавших (†ок. 193-211) [Афр.]

Άγιος Ρωμανός ο Λακεδαίμονας // Сщмч. Романа Лакедемонца (†1695)

Όσιος Ευάγριος // Прп. Евагрия Шио-Мгвимского (†ок. 415 ) (Греч.)

Όσιος Σέργιος ο εκ Ρωσίας // Прп. Сергия Русского (в миру Симеона Яновского), в калужской Тихоновой пустыни (†1876) (Греч.) - РПЦЗ?

Όσιος Νικόλαος // Прп. Николая Валаамского (†1824) (Греч.) - РПЦЗ?

Άγιος Ασσάντ ο Ράπτης // Мч. Ассанта швеца (†1218) (Греч.)

Όσιος Γεώργιος ο Πέρσης // Прмч. Георгия Персидского (†615) (Греч.).

Άγιος Ανδρέας, οι δυο θυγατέρες του, και οι νεομάρτυρες γυναίκες Λυδία, Δομνίκη και Μαρία // [Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919)] - РПЦЗ

Όσιος Θεοφάνης ο Έγκλειστος // Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (†1894)

=

=

=

=

=

Это я себе начерно базу сделал на 6 января с учётом греков и того, что у меня уже было. Последнюю память я себе не вносил - в вопросе о новомучениках я придерживаюсь списка РПЦ. Что до прпп. Николая Валаамского и Сергия Русского - догадываюсь, что они попали к грекам из РПЦЗ (как и новомученики 1919 года). К двум этим памятям я отношусь лояльно. И если бы не 6 января, то внёс бы их... Да, из греческих (или не-греческих?) святых двоих вообще нет у нас в календаре: Ассанта швеца и Георгия Перса. Евагрий Шио-Мгвимский - хоть и отдельная память, но он у нас представлен, как и Роман Лакедемонц - у нас перенесён на 5 января. (Кстати, память преставления свт. Феофана из официального календаря РПЦ - с ней-то как быть?

У меня не было намерения продолжать здесь разговор. А к грекам я зашёл случайно - просто чтобы закрыть у себя первую неделю января... И вот теперь не спится... )))

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3737
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: 6 января у греков )))
02.02.2015 07:52:43 в ответ на "6 января у греков )))" (д. Александр Васильев)

Хорошо, сдаюсь. Если ни у кого больше нет возражений, добавляем памяти на этот день, кроме тех, что перенесены в нашем церковном календаре. Насчет русских памятей у греков - я бы поосторожничал, пока не определим, кем совершено прославление, и с днем почитания тогда, вероятно, станет яснее.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: 6 января у греков )))
02.02.2015 13:23:19 в ответ на "Re: 6 января у греков )))" (Александр Иванов)

> Хорошо, сдаюсь. Если ни у кого больше нет возражений, добавляем памяти на этот день, кроме тех, что перенесены в нашем церковном календаре. Насчет русских памятей у греков - я бы поосторожничал, пока не определим, кем совершено прославление, и с днем почитания тогда, вероятно, станет яснее.

Спаси Господь! Откровенно говоря, не рассчитывал на такой результат. Очень рад, что ошибся, и хочу написать Вам несколько слов, так сказать, в утешение. Знаете, я вчера (уже после последнего своего поста, ночью) посмотрел здесь, на "Древе" Ваше видеоинтервью. Вы рассказали о том, как и из чего возникло "Древо", и о том, что Вы во многом продолжаете воспринимать его как свой "домашний" проект. В таком подходе очень много положительного. Но Вы наверняка и сами уже почувствовали, что с того момента, как Вы открыли Ваш проект для других людей - не только для просмотра, но и для участия в нём, Вы в некоторой степени зависите от них. Иногда трудно, но приходится идти на некую "икономию"... Помоги Вам господь! Ваш сайт действительно очень нужен и важен.

Теперь ещё одно утешение - или аргумент, так сказать, вдогонку. Если посмотреть в календаре любого года день Пасхи, то там все памяти этого дня остаются, хотя этим святым на Пасху никто не служит (кроме как храмовому святому). Вот так можно и к памятям на Богоявление относиться - как к неизбежной условности. ))

Памяти я тогда сейчас внесу - с теми оговорками, которые Вы сделали (я с ними полностью согласен). В строке комментария приведу ссылки на греческий календарь - просто чтобы в истории остались. Наверное, есть смысл в персональных статьях зафиксировать (в сносках) и те памяти, которые не совпадают с РПЦ.

Кстати, вспомнил. Когда-то в наших бумажных календарях было нечто похожее: на память, кажется, Иоанна Рыльского была сноска внизу страницы: "В Болгарской Церкви память этого святого совершается также на перенесение мощей (тогда-то) и по такому-то поводу (тогда-то)". Таким образом, не включённые в наш календарь памяти всё же были обозначены. Кажется, сейчас таких сносок нет (впрочем, я давно не листал бумажных московских календарей, могу ошибаться).

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3071
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: 6 января у греков )))
02.02.2015 16:14:20 в ответ на "Re: 6 января у греков )))" (д. Александр Васильев)

Внёс то, в чём был уверен. Стал усиленно рыть Интернет на предмет остальных памятей. Никаких следов канонизации Николая Валаамского и Сергия Русского не нашёл. Здесь: http://orthodoxwiki.org/January_6 - сказано:

> Other commemorations: Repose of Schemamonk Nicholas of Valaam (1824); Repose of Schemamonk Sergius (Yanovsky) (1876), disciple of St. Herman of Alaska.

"Other commemorations"! Вот как, век живи! Греческим календарям тоже нужно доверять с осторожностью - некорректны бывают, однако! На сайте "Ορθόδοξος Συναξαριστής" оба прямо оба названы святыми:

> Όσιος Σέργιος ο εκ Ρωσίας
> Όσιος Νικόλαος

Правда, слово "Όσιος" можно трактовать и как "блаженный" - т. е. по-нашему вроде "подвижник благочестия"... Есть ещё сайт "ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ": http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx - организован немного иначе, в чём-то удобнее. Но и там обе памяти - в общем ряду как Όσιος.

Зато в процессе раскопок выяснилось, что 6 января - не Евагрий Шио-Мгвимский, а другой, не представленный у нас, святой - Евагрий Нитрийский! Слава Богу, вразумляющему и младенцы!

Ответить