Олексій, гость |
Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.)
23.10.2012 18:58:51 |
|
1) Родиной прп. Феофила исповедника по др. источникам были окрестности не Тивериады(Палестина), а Тивериополя (ныне Струница в Македонии), возле которого позднее им же был основан монастырь (См. Жития святых Дмитрия Ростовського http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitie=883 или Настольная книга церковно-священнослужителя С. В. Булгакова http://agiograf.narod.ru/books/bulgakov-nastolnaya-kniga/index0408.htm ). Что интересно, первые шаги политической карьеры Льва сделаны были именно во Фракии и Македонии. 2) Согласно тем же источникам, при имп. Льве Исавре прп.Феофил пострадал за иконопочитание в г.Никее, потерпев поругание и биение. Скончался он мирно в своей обители. Если принять год преставления старца 716 г., то что было перед этим: Лев Исавр, при имп. Феодосии II был отправлен на Кавказ, при имп. Анастасие II в 713 г. вернулся с Лазики и был назначен стратигом фемы Анатолик. С 715 г арабская интервенция. Не считая нужным вступать в борьбу за престол между Анастасием и Феодосием III, после победы последнего, Лев не признал нового правителя и объявил себя императором в апреле 716 г. Но только 25 марта 717 г. Феодосий III сложил с себя власть, и патриарх Герман венчал Льва III Исавра на царство. И все это на фоне арабского вторжения. Позднее, патриарх Герман не поддержал императора в его предиконобоческих потугах. Далее, после года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили от Константинополя, потеряв до 150 тысяч, и только с 5 судами вернулись в Сирию. Ок. 723 года император издал эдикт о насильственном крещении иудеев и монтанистов. В том же году арабский халиф Иезиду II (по некоторым данным, под влиянием толи Тивериадским раввина, толи некоего Висира, позднее вернувшегося из плена и вновь ставшего христианином и приближенным имп. Льва III) издал указ уничтожить всякие человеческие изображения на улицах, площадях и зданиях. В следующем 724 г. часть иерархов Малой Азии открыто выступили против почитания икон. В 726 г. случилось извержение вулкана на морском дне к северо-западу от Крита и среди Цикладских островов образовался новый остров. Прошло десять лет от начала правления Льва Исавра пока не наступил период иконобочества. И все же, в июне того же 726 г. новые иконоборческие настроения в армии вызвали обратную реакцию среди населения, когда арабы осадили Никею. Цитата:"Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы". Если старец Феофил пострадал в г.Никее, то в этом городе это могло случиться не раннее 730 г, когда только что возведенный на патриаршество Анастасий издал свое циркулярное послание (συγγραφήν), в котором дал церковную санкцию на борьбу против икон. В любом случае, Тивериада (как и вся Палестина) в период (638—1099) под арабским владычеством. А вот во Фракии и Македонии было много переселенцев с Малой Азии, но где говориться что, в их среде были иконоборческие проявления в открытой форме до 730 г. Источники:
|
||
Ответить | ||
Олексій, гость |
Re: Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.)
25.10.2012 16:59:52 в ответ на "Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) " (Олексій) |
|
> В любом случае, Тивериада (как и вся Палестина) в период (638—1099) под арабским владычеством.
Как правильно, Феофил Тивериадский или Тивериопольский? |
||
Ответить | ||
Олексій, гость |
Re: Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.)
27.10.2012 22:59:41 в ответ на "Феофил(+716) и начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) " (Олексій) |
|
> 2) Согласно тем же источникам, при имп. Льве Исавре прп.Феофил пострадал за иконопочитание в г.Никее, потерпев поругание и биение. Скончался он мирно в своей обители.
> Если принять год преставления старца 716 г., то что было перед этим717 или 724/725 гг.
См. ст. Иконоборчество, абзац Историческая ситуация. "Прп. Феофан пишет в «Летописи» под 724/5 г.: «...в этом году нечестивый царь Лев начал говорить об уничтожении святых и честных икон» (Theoph. Chron. P. 404)" http://www.sedmitza.ru/text/1009541.html
Сравним с 717 г в тексте Летопись византийца Феофана... М. 1884: "л. м. 6217, р. х. 717. При Григории папе Рим. 1 год. В сем году нечестивый царь Леон начал говорить о уничтожении святых и досточтимых икон" Источник: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text10.phtml Найдем 717 г. в Византийскиих исторических сочинениях: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора". М. Наука. 1980 (пер. И. С. Чичурова). Читаем: "717 г. В этом году воцарился Лев, родом из Германикии" Источник:http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text.htm В чем курьез. Ответ находим у Ю.Ш.: "Феофан в своей «Летописи» использует александрийскую эру от сотворения мира, по которой считалось, что Рождество Христово произошло в 5501 г., а не в 5508 г., как это принято по византийской эре, распространенной в Византии (и на Руси) в более поздние века. В переводе В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского даты от Р. Х. пересчитаны исходя именно из числа 5501. Как пишут в литературе, фактически необходимо отнимать 5492 (или 5493, т. к. год в Византии начинался 1 сентября)." Источник: http://palomnic.org/history/rx/vf/3/ Берем калькулятор: 6217 - 5493(5492) = 724(725) гг., а не 717 г. Теперь все сходится. Предполагаем, что ссылка на 716 г. корнями уходит к каком-нибудь источнику XIX в. |
||
Ответить |