Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЕВАНГЕЛИЕ"

Панайот Кофалалос
только чтение
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 1022
Дата регистрации: 30.03.2021
О ВСТАВКЕ
15.09.2023 15:18:53

> Первоначально сложились не только полные Евангелия, но и сборники воскресных чтений. Также в первые века существовали евангельские своды, наиболее распространённым был Евангельский свод Тациана, которые содержали ряд ошибок. Оно использовалось в богослужении и было заменено на каноническое ( (ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ=Феодоритом Киррским) ) во второй четверти V века. Он упоминал, что в ( (каноническая церковь=канонической церкви) ) было изъято более двухсот евангелий.[ [Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина.Предисловие/ М., Сибирская благозвонница, 2001. Стр 6-12, 380 С. ИС 11-025-2693] ]

(Слово "Оно" выделил я - это ошибка, автор, видимо, имел в виду "ОнИ (своды) использовалИсь".)

Мне кажется, эта вставка - крайнее упрощение далеко не однозначной проблемы. Или, не исключено, следствие неправильного понимания. (Судить не берусь, да это и не является моей целью.)

Как могли "первоначально" сложиться одновременно полные Евангелия и сборники воскресных чтений? Уже начало абзаца вызывает недоумение. (Я уж не говорю о том, что весь этот вставленный фрагмент должен быть частью ДРУГОЙ статьи - "Лекционарий" (её пока нет в "Древе").

Цитирую соответствующий раздел из статьи ПЭ "Евангелие (часть 2)" (автор Ю. ВИноградов):

Лекционарии
Новозаветные манускрипты, объединяемые под общим названием лекционариев, на самом деле представляют собой неск. различных по строению типов, определяемых на основе их деления на рукописи с чтениями (перикопами) на воскресенья и праздники (апракос) и с ежедневными чтениями («монастырский» тип). Кроме того, в группу лекционариев было ошибочно включено более 100 рукописей, где евангельские перикопы являются лишь частью др. богослужебных книг.
_Подавляющее большинство лекционариев основано на традиц. визант. системе чтений, совмещающей чтения подвижного и неподвижного годового круга - синаксаря и минология (сюда могут добавляться и чтения «на потребу»). Отличные от этой системы рукописи восходят к древним локальным традициям: егип., представленной папирусами и старейшими лекционариями, и иерусалимской, сохранившейся в поздних синайских рукописях. Время возникновения визант. лекционарной системы является предметом острой научной дискуссии: ее либо удревняют, возводя ко II-III вв. и связывая с ранней практикой воскресного чтения Евангелий (К. Р. Грегори), либо, наоборот, пытаются показать ее поздний характер, соотнося с созданием визант. календаря в VII-VIII вв. (Аланд, Мецгер, А. М. Пентковский).

В ситуации, когда научное сообщество не дало однозначного ответа на вопрос о времени возникновения лекционариев, однозначно утверждать, что они возникли одновременно с Евангелиями, на мой взгляд, нельзя.

Ответить
Андрей Александрович БАБУЛЕВИЧ
пользователь
Православие

Сообщений: 19
Дата регистрации: 15.09.2023
Re: О ВСТАВКЕ
16.09.2023 10:04:28 в ответ на "О ВСТАВКЕ" (Панайот Кофалалос)

> > Первоначально сложились не только полные Евангелия, но и сборники воскресных чтений. Также в первые века существовали евангельские своды, наиболее распространённым был Евангельский свод Тациана, которые содержали ряд ошибок. Оно использовалось в богослужении и было заменено на каноническое ( (ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ=Феодоритом Киррским) ) во второй четверти V века. Он упоминал, что в ( (каноническая церковь=канонической церкви) ) было изъято более двухсот евангелий.[ [Толкование на Четвероевангелие преподобного Ефрема Сирина.Предисловие/ М., Сибирская благозвонница, 2001. Стр 6-12, 380 С. ИС 11-025-2693] ]
> (Слово "Оно" выделил я - это ошибка, автор, видимо, имел в виду "ОнИ (своды) использовалИсь".)
Возможно. В богослужении использовалось четвероевангелие, речь идёт о конкретном своде поэтому либо он либо оно. Своды не могут использоваться одновременно поэтому они не годится совсем. Ответы на другие вопросы напишу отдельными темами

Ответить
Панайот Кофалалос
только чтение
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 1022
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: О ВСТАВКЕ
16.09.2023 13:28:36 в ответ на "Re: О ВСТАВКЕ" (Андрей Александрович БАБУЛЕВИЧ)

> Своды не могут использоваться одновременно поэтому они не годится совсем.

Простите, но речь идёт об элементарном согласовании слов в предложении:

Первоначально сложились [они] не только полные Евангелия [они], но и сборники [они] воскресных чтений. Также в первые века существовали евангельские своды [они], наиболее распространённым был Евангельский свод [он] Тациана, которые содержали [они] ряд ошибок. Оно использовалось в богослужении и было заменено на каноническое

В Вашем тексте ДВА таких несогласования: 1) "Евангельский свод [он] Тациана, которые содержали [они] ряд ошибок"; 2) то самое "оно" - для употребления которого необходимым условием является предварительное употребление существительного среднего рода в единственном числе (ЕвангелИЕ - онО). Иначе МЕСТОИМЕНИЕ (оно) использовано быть не может.

Если Вам это непонятно... тогда модератор пускай объясняет.

Ответить
Андрей Александрович БАБУЛЕВИЧ
пользователь
Православие

Сообщений: 19
Дата регистрации: 15.09.2023
Re: О ВСТАВКЕ
16.09.2023 18:21:42 в ответ на "Re: О ВСТАВКЕ" (Панайот Кофалалос)

> > Своды не могут использоваться одновременно поэтому они не годится совсем.
> Простите, но речь идёт об элементарном согласовании слов в предложении:
> : Первоначально сложились [они] не только полные Евангелия [они], но и сборники [они] воскресных чтений. Также в первые века существовали евангельские своды [они], наиболее распространённым был Евангельский свод [он] Тациана, которые содержали [они] ряд ошибок. Оно использовалось в богослужении и было заменено на каноническое
> В Вашем тексте ДВА таких несогласования: 1) "Евангельский свод [он] Тациана, которые содержали [они] ряд ошибок"; 2) то самое "оно" - для употребления которого необходимым условием является предварительное употребление существительного среднего рода в единственном числе (ЕвангелИЕ - онО). Иначе МЕСТОИМЕНИЕ (оно) использовано быть не может.
> Если Вам это непонятно... тогда модератор пускай объясняет.

Я вас понял.

Также в первые века существовали евангельские своды [они] (наиболее распространённым был Евангельский свод [он] Тациана), которые содержали [они] ряд ошибок. Четвероевангелие Тациана использовалось в богослужении и было заменено на каноническое

Ответить
Андрей Александрович БАБУЛЕВИЧ
пользователь
Православие

Сообщений: 19
Дата регистрации: 15.09.2023
Re: О ВСТАВКЕ
17.09.2023 21:17:22 в ответ на "Re: О ВСТАВКЕ" (Панайот Кофалалос)

Исправил. Минут двадцать искал откуда вы цитировали, в следующий раз пишите ссылку

Ответить