Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Ярополк Изяславич (Гавриил-Петр Дмитриевич)
12.03.2019 15:13:33

> в крещении Петр [Основная версия, отражённая в официальном календаре Русской Православной Церкви за 2019 год - см. http://calendar.rop.ru/?svt=svm-ya. Статья Православной энциклопедии утверждает, что в крещении он был наречён Гавриилом. См. "Гавриил", Православная энциклопедия, т. 10, с. 187-191, http://www.pravenc.ru/text/161233.html.]

Считается, что "Ярополк (в католичестве - Петр, а в православии - Гавриил)".

Источники:

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Ярополк Изяславич (Гавриил-Петр Дмитриевич)
13.03.2019 13:03:45 в ответ на "Ярополк Изяславич (Гавриил-Петр Дмитриевич)" (Олексій Тре)

> Считается, что "Ярополк (в католичестве - Петр, а в православии - Гавриил)".

Спасибо!

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Кодекс Гертруды
13.03.2019 18:19:18 в ответ на "Ярополк Изяславич (Гавриил-Петр Дмитриевич)" (Олексій Тре)

> Считается, что "Ярополк (в католичестве - Петр, а в православии - Гавриил)".

Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия
Отрывки из указ. комментариев (к правке от 13.03.2019 17:39:11: http://drevo-info.ru/articles/version/168194.html )

[11.] Супругой великого киевского князя Изяслава Ярославича была Олисава-Гертруда. < .. > Олисава-Гертруда вышла замуж за Изяслава Ярославича в 1043 г. Он имел от нее трех сыновей: Ярополка, Святополка и Мстислава. В 1073-1076 гг. она находилась вместе со своим мужем в изгнании за пределами Руси. После смерти Изяслава Ярославича жила на Волыни и, по-видимому, в Киеве. Умерла 4 января 1107 г ( .. ). Как показал В. Л. Янин, Олисава-Гертруда несколько раз переходила из католичества в православие и обратно. Она оказала очень сильное влияние на своего сына Ярополка (В. Л. Янин. Ук. соч., стр. 142-164). Возможно, что это она толкнула Изяслава Ярославича на переговоры с папой Григорием VII.

[12.] < .. > Как видно из текста, Григорий VII прямо не указывает, какой из сыновей Изяслава Ярославича приезжал к нему в Рим. < .. > Н. П. Кондаков на основе анализа миниатюр Трирской (Эгбертинской) псалтыри, принадлежавшей княгине Олисаве-Гертруде, неоспоримо доказал. что посланцем Изяслава Ярославича в Рим в 1075 г. был его сын Ярополк (см. Н. П. Кондаков. Ук. соч.). < .. > В 1073-1076 гг. он находился в изгнании и жил у саксонского маркграфа Дедо, на падчерице которого Кунигунде-Ирине был женат...

[15.] < .. > Григорий VII вовсе не говорит о том, что Русь будет передана Ярополку в качестве лена св. Петра только после смерти Изяслава Ярославича. Григорий VII «передал» Ярополку власть над Русской землей в марте-апреле 1075 г., опираясь на согласие Изяслава Ярославича («... эта его просьба скреплена вашим согласием», «ввиду вашего согласия», - говорится в булле). И миниатюры Трирской псалтыри подтверждают этот момент. На одной из них Ярополк и его жена Кунигунда-Ирина, одетые в княжеские одеяния, протягивают руки к св. Петру, а Гертруда-Олисава лобзает ногу апостола. На другой - изображен Иисус Христос, который в присутствии св. Петра и св. Ирины венчает Ярополка и его жену стеммами (особого вида коронами). Н. П. Кондаков писал по этому поводу: «Стемма была единственной условной формою венца на царство, королевство и княжество, и, например, в миниатюре венчания Ярополка и его жены в руках Спасителя находятся именно стеммы. Стало быть, уже эта деталь должна представлять венчание Ярополка на великое княжение, которое одно могло быть приравнено царству» (Н. П. Кондаков. Ук. соч., стр. 84, табл. I, VI). Тот же исследователь заметил, что на первой миниатюре Ярополк изображен без мантии, на второй - в ней. «Надетая же на нем мантия в сцене венчания должна теоретически изображать венчание на великое княжение», - записал он. (Там же, стр. 95.) Такое венчание могло иметь место только в том случае, если бы Ярополк перешел из православия в католичество.

Источник:

Ответить