Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАЛЬМОВ ИВАН САВВИЧ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2248
Дата регистрации: 03.04.2013
На заметку
01.05.2018 11:16:42

П. А. Трибунский

К БИОГРАФИИ И.С.ПАЛЬМОВА

Интерес к биографии историка-слависта,

[ ... ]

1885 г. не был уволен за штат, оставив свое место зятю А.Н.Соколову. Усердное пресвитерское служение Пальмова и его работы по распространению образования среди населения были неоднократно отмечены духовным ведомством. В Нагайском им были приобретены 5 десятин земли, позже заложенные в Московском земельном банке. В Нагайском родились все девять детей С А. Пальмова (сыновья Василий, Павел, Иван, Михаил, Александр, дочери Пелагея, Анастасия, Анна, Наталья). Здесь Савва Андреевич похоронил жену, и, вероятно, в 1891 г. сам нашел последний приют [5].

Почти все дети С. А. Пальмова оказались в той или иной степени связаными с духовным сословием. Три дочери (за исключением Анны) вышли замуж за священников. Четыре сына (кроме Павла) окончили Рязанскую духовную семинарию, а Василий, Иван и Михаил - еще и Санкт-Петербургскую духовную академию.

В.С. Пальмов после окончания академии обратился к педагогической деятельности, заняв должность смотрителя Данковского (позже - Скопинского) духовного училища (Рязанская губерния). Иван связал свою жизнь с Санкт-Петербургской духовной академии, где проработал с 1885 по 1918г. Михаил стал преподавателем Нижегородской духовной семинарии и в 1897 г. защитил магистерскую диссертацию "Идолопоклонство у древних евреев" (СПб. , 1897) [6].

Обрисовав генеалогию семьи и родственные связи, обратимся к главному герою нашего изыскания. Иван Саввич Пальмов родился 30 января 1855 г. в с. Нагайском Нагайской волости Ряжского уезда Рязанской губернии. В тот же день младенец был крещен священником с. Красного (Дуровщины тож) Д. Кавказовым с причтом с. Нагайского. Восприемниками при крещении были помещик с. Дубровщины П.Д.Ценин и жена титулярного советника А.В.Хитрова (с-цо Федосово) [7].

Как и в случае с С. А.Пальмовым, информация о его сыне начинает появляться тогда, когда последний поступает в учебное заведение. В 1864 г. Иван был принят в Скопинское духовное училище. Документы училища того периода не сохранились, поэтому важным источником для восстановления обстоятельств обучения и проживания в Скопине служат воспоминания одноклассника И.С.Пальмова, С.Д.Яхонтова (1853- 1 942). В Скопине и Яхонтов, и Пальмов поселились в конце Соборной улицы в доме, принадлежавшем отставному чиновнику А.Н.Грузинову, который не первый год сдавал комнаты ученикам училища. Грузинов был известен как справедливый хозяин, защищавший младших учеников от старших. По свидетельству Яхонтова, плата составляла 1 ½ р. в треть, содержание все свое, т.е. в треть привозить столько-то муки, пшена, это в его [Грузинова -П. Т.] распоряжение, а остальные расходы в складчину, сколько выйдет". В годы обучения Пальмова и Яхонтова в училище у Грузинова жило 12-15 человек. Младшим ученикам, жившим отдельно от старших, была предоставлена хозяйская кухня, "в которой ... и обедали, и спали". Быт учеников училища был самым незамысловатым. Хотя Яхонтов пишет, что Пальмов был "товарищ и соквартирный мой по Скопину", мемуарист ничего не сообщает о совместном времяпровождении и дружеских отношениях [8]. Вероятно, Яхонтов предпочитал общаться с другими учениками. Воспоминания Яхонтова позволяют восполнить пробел в документах относительно учебного процесса. Два первых года обучения составляли низшее отделение училища (1 класс), два последующих - среднее (2 класс), третий класс пришелся на 1868/69 г., а четвертый - на 1869/70 г. Судя по разрядным спискам Скопинского духовного училища, приведенным в мемуарах Яхонтова, Пальмов первое время не был в числе лучших учеников. Видимо, сказывалась разница в возрасте. Впервые Пальмов появляется в разрядном списке лишь при переводе из 3 в 4 класс. Его фамилия стоит под пятым номером. Зато в свидетельстве об окончании духовного училища (1870 г.) отмечено, что Пальмов завершил обучение по 1-му разряду. Его оценки колебались от "весьма хорошо" до "отлично хорошо". В свидетельстве указывалось, что Пальмов способностей "отличных" при "постоянно-ревностном" прилежании и "отлично-хорошем" поведении [9].

Дальнейшее обучение И.С.Пальмова по семейной традиции продолжилось в Рязанской духовной семинарии. В августе 1870 г. он, судя по всему, успешно преодолел вступительные экзамены в семинарию. Среди бумаг семинарии удалось обнаружить годичные экзаменационные ведомости Пальмова за 1, 3-6 классы. В эти годы у него были хорошие и отличные результаты по всем учебным предметам. Первый и пятый классы он окончил вторым по успеваемости, шестой класс - первым. В третьем и четвертом классах Пальмов был в десятке лучших учеников. Все классы семинарии он заканчивал по 1 -му разряду [10]. С 25 сентября 1870 г. Пальмов обучался за счет казны. В пятом классе он получал стипендию преосвященного Иосифа (40 рублей в год). Пальмов был первым в списке учеников, предназначенных к посвящению в стихарь. 4 октября 1 875 г. он был исповедан, а на следующий день посвящен в стихарь в Христорож- дественском соборе викарным епископом Василием.

Менее известно его внеурочное времяпровождение и круг знакомых в Рязани. По сведениям семинарского начальства Пальмов жил в 1-м участке города. Уже упомянутый Яхонтов ничего не пишет о своем скопинском знакомом. В его воспоминаниях часто встречаются отсылки к дневникам периода обучения в семинарии [11] . К сожалению, этот потенциально ценный источник не сохранился. Шестой класс семинарии был решающим для многих учеников, желавших продолжить образование. Отправляться в духовные академии можно было только на казенный счет, ибо собственные средства у большинства были явно недостаточными. Быть отправленным на казенное содержание имели шанс лишь первые ученики. Они же имели право выбора своего дальнейшего места обучения (Яхонтов в воспоминаниях упоминает о том, что наиболее высоко котировалась Санкт-Петербургская духовная академия). В результате, рассчитывавшие на дальнейшую карьеру ученики последний год посвятили упорной учебе [12]. Из этого соревнования Пальмов вышел победителем. Не здесь ли кроется причина столь малого количества упоминаний о Пальмове в многостраничных мемуарах Яхонтова? Ведь он закончил семинарию вторым учеником.

Первые списки учеников "по своим способностям, успехам, нравственности и склонности к продолжению духовного образования", предполагаемых к отправке в академии [ ... ]

  • Трибунский П.А., К биографии И.С.Пальмова // Проблемы славяноведения: Сб. науч. ст. и материалов. Брянск: Изд-во БГПУ, 2003. Вып.5. С.421-424:

Ответить