Обсуждение статьи "ЕВСТРАТИЙ САЛГЕЙСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1354
Дата регистрации: 03.04.2013
28 vs 29 марта
24.08.2016 22:14:50

> Надо думать, память преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах помещена под 28 марта ради теоименитства со святым Евстратием Салгейским

Ну, это по мотивам ветки http://drevo-info.ru/forum/8407.html

У греков память Евстратия Печерского, в Ближних пещерах помещена под 28 марта, а совр. память Евстафия, епископа Кийского - под 29 марта.

На заметку. Никифорова или путается или оправдывается или подстраивается - сначала в 2010 в статье о Минее Sinait. Gr 607 - МГ 5 (IX–X вв.), говорит:

28 Святого отца нашего Евстафия, епископа Кийского при Льве Армянине (813–820), Вифиния 111 об.– 115 об
29 Преподобного отца нашего Евстратия Салгейского 115 об.– 118 об

И относит "прп. Евстратия Салгейского (†29 марта, предположительно VIII– IX вв.)"

Заметим, что Никифорова указывала на память прп. Евстратия Салгейского, относящ. к 29 марта еще в 2004-2005 годах: http://www.academia.edu/1042800/

Теперь, ссылаясь на (Sinait.Gr.610, РНБ.Греч. 350), указывает уже на 28 марта, меняя свв. местами:

28. отца нашего Евстратия Салгейского
29. Свт. Евстафия Исповедника, епископа Вифинийского (‡1-я пол. IX в.);

почему-то подкрепляя дату 28 марта той же синайской 607 Минеей (хотя, скорее, просто не уточняя, что по Sinait. Gr 607 память относится к др. дате):

"Также интересна группа локальных памятей неотождествленных святых: .. отца нашего Евстратия Салгейского (28 марта)" [25] Известен также из Минеи Sinait.Gr.607 (IX–X вв.), лл. 115 об. – 118 об.

"... Οσίου πατρός ημών Ευστρατίου των Σαλγέων (ΚΗ´ Μαρτίου) [23] Η ακολουθία του Οσίου Ευστρατίου περιέχεται επίσης στο Μηναίον Sinait.Gr.607 (Θ´αι.–Ι´ αι., φ. 115 v. – 118 v.)".

На заметку, "В 1997 г. греч. исследователь И. Бакос опубликовал сохранившийся в единственной рукописи (Sinait. gr. 607. Fol. 115r - 118v) канон прп. Евстратию, еп. Салегийскому, в акростихе к-рого читается имя автора - Мефодий, а также анонимные стихиры этому святому (Ibid. Fol. 114v - 115r; ... )".

"По мнению издателя, Евстратий Салегийский, несмотря на значительные расхождения сведений, сохранившихся в каноне, с житийной традицией (напр., день памяти (в каноне - 29 марта )), может быть отождествлен с Е[встратием] Т[арсийским] ..."

См. Православная Энциклопедия, Т. 17, С. 337-338, http://www.pravenc.ru/text/187526.html

> Память "отца нашего Евстратия Салгейского" помещена под 28 марта в календаре Миней синайского комплекта рубежа X-XI веков (Sinait.Gr.595).

Нет, не так. В годовом комплекте из собрания библиотеки Синайского монастыря сохранились Минеи на девять месяцев: в т.ч. январь (Sinait.Gr.595) и март (Sinait.Gr.610). Т.е. правильна ссылка на (Sinait.Gr.610).

> Также известен по Минее IX-X веков (Sinait.Gr.607 л.115 об. - 118 об.)

А вот, отсыл к Минее Sinait.Gr.607 как ни крути приводит не к 28, а к 29 марта!

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1354
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Селевкийский (?): Σαλγέων ... Σέλγεις
25.08.2016 13:56:28 в ответ на "28 vs 29 марта" (Олексій Тре)

> А вот, отсыл к Минее Sinait.Gr.607 как ни крути приводит не к 28, а к 29 марта!

В своей монографии (Из истории Минеи в Византии. На материале гимнографических памятников VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М.:ПСТГУ, 2012, 2013, http://www.academia.edu/2631080/) Никифорова пишет:

"В 53 службах содержался гимнографический материал, не попавший в печатные книги, — чаще отдельные элементы службы, редко целые последования, например преподобному Евстратию Салгейскому (29 марта) [1]. Ему написал службу святой Константинопольский патриарх и исповедник Мефодий (‡ 847, память 14 июня) [2]. Вероятно, с преподобным Евстратием, епископом Салгейским, святым, не известным из других источников, патриарх Мефодий был связан духовными узами: «Вемы тя, отче, любочадна и брата Христова, вемы тя вси яко правило чада твоя…» (из стихиры «на Господи, воззвах»). В восьмой песне канона Мефодий обращается к преподобному Евстратию от лица его учеников и чад, а в девятой — просит святого не оставлять «своего стада», «своей паствы». В каноне присутствуют портретные характеристики святого — неоднократно повторяются указания на высокий рост, например «великий телом, величайший же духом» (греч. ἐν τῷ σώματι μέγας, τῷ δὲ πνεύματι μείζων, из тропаря седьмой песни канона), «тела величие светлое» (греч. σώματος μέγεθος τὸ ἱλαρόν, из стихиры «на Господи, воззвах») и т. д."

[1] Вероятно, имеется в виду Евстратий Селевкийский (?). В Sinait. Gr. 570 (X–XI вв.) указана память прп. Кинтиона, епископа Селевкийского (ἐπισκόπου γενομένου Σέλγεις) из никейских отцов (13 ноября).

Мда, Σαλγέων - Σελγέων - Σελγείς - Σέλγεις. Как там у Полибия, Гл. 72 - 74: http://books.google.com/books?id=I6mxIFuwKN4C&pg=PA188 или http://books.google.com/books?id=EYlOAAAAYAAJ&pg=PA497

"72. В то же самое лето педнелисяне, осажденные и жестоко теснимые селгеями, отправили к Ахею послов ... 74. Гарсиерис тотчас снялся со стоянки и пустился в погоню за бегущими, желая пройти узкие проходы и приблизиться к городу Селге ... "

(см. перевод Гл. 72 - 74 здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polib/05.php)

Т.е., скорее напрашивается Селге Писидийская, Σελγεις και Σελγικη, http://books.google.com/books?id=QKs-AAAAcAAJ&pg=PA249

Ответить