Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕСТОВКА

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Слово о лестовке.

Лестовкаэто разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу, и представляющее собой глубоко продуманное приспособление для молитвы, насыщенное тайным смыслом и догматической символикой.

Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница. Получается, что слово «ЛЕСТОВКА» можно перевести как «ЛЕСТНИЧКА». То есть, это узкое, гибкое и хрупкое устройство для восхождения (вскарабкивания) наверх.

Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, имеет тот вид, который пришёл к нам из глубины времён Святой Руси. Она представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и т.д., и т.п.) со вставленными в определённой последовательности и определённом количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы. Кроме того, существуют лестовки, изготовленные не традиционным образом, а например, изготовленные из бисера. Также бывают различные виды лестовок и другие молитвенные приспособления (чётки), выполненные по принципу лестовки.

Сама лестовка, как и её устройство, просто насыщено премудрым, глубоким, но в тоже время понятным и легко объяснимым смыслом и символизмом, имеющим таинственное и догматическое значение. Итак, по порядку.

Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники. Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога, и Всевидящее Око Божие.

Очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали, на которых Сам Бог Своим Перстом написал заповеди Моисею (Исх.31:18). Заповеди на скрижалях были написаны с обеих сторон (Исх.32:15). По преданию, на одной скрижали Богом были написаны первые четыре заповеди – об отношении человека к Богу (Исх.20:2–11), а на второй скрижали были писаны следующие шесть заповедей – об отношении человека к человеку (Исх.20:12–17).

Эти десять заповедей, разделённых на отношение человека-к-Богу и человека-к-человеку, Спаситель в Новом Завете выразил двумя простыми заповедями:

1) «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37; Мк.12:30; Лк.10:27). «Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:38). Верхняя пара лапостков, которая как бы накрывает и огибает нижнюю пару, как раз и символизирует эту величайшую заповедь.

2) «Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39; Мк.12:30; Лк.10:27). Нижняя пара лапостков подобна верхней паре, и символизирует эту заповедь.

Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна Богослова. Лапостки обшиваются окантовкой, символизирующей Евангельское учение, которое, по словам Господа, «проповедано будет по всей вселенной» (Мф.24:14).

Получается, что обшитые окантовкой и сшитые попарно четыре лапостка символизируют десять заповедей Божиих, переданных людям через Моисея в двух скрижалях (на четырёх сторонах), которые были сведены Спасителем до двух основных заповедей, и которые проповеданы по всей Вселенной четырьмя Апостолами-Евангелистами в своих Евангельских учениях. На этих заповедях выстраивается и держится вся наша вера. Именно эти заповеди являются опорами для лестницы нашего духовного восхождения, «ибо в них весь закон и Пророки» (Мф.22:40).

Учитывая символику лапостков, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых Апостолов-Евангелистов, либо молитвы им.

Между лапостками принято размещать семь передвижек.

Передвижки представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают (символизируют) церковный колокол, призывающий всех православных христиан на молитву. Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков. Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств, а также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю, и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения.

Передвижки помогают вести счёт отмоленных лестовок (например – в течение дня). В старорусские времена было принято считать, что каждый благочестивый православный христианин в течение дня должен отмолиться по лестовке семь раз. Кроме того, существуют молитвенные правила по лестовкам, которые, в случае отсутствия богослужебных книг, заменяют отдельные службы суточного круга Богослужения, где передвижки помогают вести счёт.

В последнее время часто встречаются лестовки, в которых передвижки либо неоправданно отсутствуют, либо лишь обозначают присутствие, сводя на «нет» возможность их реального использования. Также, встречаются либо очень маленькие, либо плотно сшитые лапостки, что тоже делает невозможным использование передвижек, если они там есть.

Ладанка-реликварий представляет собой мешочек для ношения ладна и реликвий. К святым реликвиям можно отнести такие дорогие для христианина вещи, как пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, и/или даже крестик. Ладанка-реликварий вшивается между верхними лапостками и имеет «горловину» со стороны лестницы.

Владелец лестовки с ладанкой-реликварием всегда должен чётко и твёрдо знать содержимое мешочка, не допускать проникновения в него каких-либо посторонних и/или подозрительных предметов, дабы не попали туда мусор, либо какие-нибудь языческие символы и атрибуты. Требуется с особым благоговением и молитвенным правилом относиться как к содержимому мешочка, так и ко всей лестовке в целом.

Лестница лестовки состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.

Ступени – иногда их называют ступеньки, бобочки, – представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы.

Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала – в общем, у кого на что хватит фантазии. Общепризнано, что лучшими вставками в бобочки являются плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны определённые молитвы. В наше время, при изготовлении вставок, зачастую молитвы на бумаге от руки не пишут, а распечатывают их на принтере.

Лестницу можно условно разделить на 11 частей. Ступени на ней расположены следующим образом:

1 – начинают лестницу 3 аллилуйных ступени;

2 – за ними идёт простое место (место без бобочков длиной в 2-3 ступени), называемое «Земля»;

3 – потом идут 12 малых ступеней;

4 – дальше стоит большая ступень;

5 – затем идут 38 малых ступеней;

6 – за ними снова стоит большая ступень;

7 – потом 33 малых ступеней;

8 – и ещё одна большая ступень;

9 – за ней – 17 малых ступеней;

10 – после этого идёт ещё одно простое место, называемое «Небо»;

11 – и замыкают лестницу ещё 3 аллилуйных ступени.

Первые три и последние три дополнительные бобочка называются аллилуйными, т.к. чтение лестовки начинается и заканчивается молитвами: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!» Это символизирует, что всякое дело надо начинать и заканчивать молитвой, прославляя Бога за всё, что с нами случается или происходит.

Первое «простое» место, называемое «Земля», символизирует место обитания человека и нашу, временную земную жизнь.

От «Земли» первые 12 малых ступеней символизируют 12 апостолов.

Следующие 38 малых ступеней, согласно старинным преданиям, символизируют 38 недель, которые Богородица носила во чреве Своём Предвечного Младенца.

Следующие 33 малых ступени символизируют 33 года земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

После большой ступени следующие 17 ступеней символизируют 17 пророков Ветхого Завета.

Первые три аллилуйные ступени, плюс последние три аллилуйные ступени, да плюс три больших ступеней в самой лестнице, в сумме составляют число 9, что символизирует девять чинов ангельских и 9 Евангельских Блаженств.

Связанная по концам лестница образует кольцо, которое символизирует Божественную Безначальность и Безконечность, жизнь вечную по воскресении и непрестанную молитву.

Таким образом, ступеньки символизируют собой лестницу духовного восхождения от земли к небу. Лестница напоминает нам о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его Рождестве, служении, Крестных страданиях, вознесении на Небеса. Лестница также напоминает нам о Преславной Пресвятой Пречистой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Лестница напоминает нам о подвигах святых апостолов. Ещё лестница напоминает нам и о Ветхом Завете, который пророчествовал о пришествии Спасителя. Благодаря лестнице, человек помнит о евангельских блаженствах, и о Ангелах Господних, которые помогают ему в жизненном пути. Также лестница напоминает нам о Безконечном Боге, о вечной жизни будущего века, о необходимости всегда бодрствовать и непрестанно молиться, дабы не впадать нам во искушения.

Кроме всего вышеописанного, в целом лестовка символизирует двойственную природу Господа нашего Иисуса Христа – Божественную и человеческую: Лапостки символизируют Божественную природу (т.к. Заповеди от Бога), а лестница – человеческую (т.к. лестница, как символ духовного восхождения, нужна не Богу, а человеку).

Ещё лестовка имеет и практическое применение: по лестовке удобно отсчитывать различные числа при молитвословиях и поклонах: 12, 15 (3+12), 20 (17+3), 40 (38 малых и две больших ступени), 50 (12+38, или 33+17), 100 (без больших и аллилуйных ступеней).

Лестовки бывают детские, женские и мужские, а также повседневные (рабочие, будничные), праздничные, и даже похоронные. В зависимости от назначения лестовок, определяется и цветовая гамма материалов, из которых их изготавливают.

Существует большое количесвто разновидностей лестовок. Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. Кроме богородичных лестовок существуют и маленькие лестовки, на разное число бобочков (30, 33, 40, 50 и т.п.).

Более подробно об устройстве и символике частей лестовки можно узнать на специфическом сайте о лестовках: http://lestovka.com.ua/lestovka-ustroystvo.php

История происхождения лестовки

Конкретной и однозначной истории возникновения лестовки пока нет. То ли потому, что никто вплотную не занимался исследованием данного вопроса, то ли занимались, но ничего конкретного не нашли… С уверенностью можно сказать только то, что лестовка является усовершенствованной вервицей.

Вервица – это чётки, представляющие собой тонкую (как правило – шерстяную) верёвку с определённым количеством завязанных на ней узелков. Среди дошедших до наших времён святоотеческих преданий, в книге «Номоканон» (правило 87-е), сказано, что Василием Великим из Кесарии (330-379 гг., день памяти – 14 января) заповедано монахам творить Иисусову молитву по вервице, имеющим 103 узелка: «Да творит безкнижный монах за полунощницу вервиц десять; за утреню вервиц два десять; за часы вервиц десять; за девятый час, и вечерню десять; за вечерню десять. Вервица же да имать узлы, сто и три; на всяком же узле да чтеть преднаписанную молитву».

«Изобретение» вервицы зачастую приписывается не Василию Великому, а преподобному Пахомию Великому (умер в 346-м году, день памяти – 28 мая), основателю монашеского общежития. Известно, что Василий Великий бывал у Пахомия Великого, и заимствовал многие его идеи по организации общежительной монашеской жизни, которые впоследствии он с успехом реализовал в своём монастыре.

Действительно ли преподобный Пахомий изобрёл вервицу, или увидел у кого, – история об этом умалчивает. Но вот о чём история нам рассказывает: известно, что Пахомий изначально был языческим жрецом, потом – воином, и когда в одном из походов он, в составе войска, вошёл в христианское поселение, то увидел там добродушие и любовь, что собственно и затронуло струны его души. Пахомий стал интересоваться христианской верой, и вскоре сам стал христианином. Учитывая вышесказанное, и ни в коем случае не желая умалить заслуги Пахомия Великого перед Церковью Христовой, можно допустить, что преподобный Пахомий узнал о способе моления по вервице от тех же христиан, от которых принял веру, а может даже от монахов-пустынножителей, с которыми он безусловно общался, собирая опыт для монашеской жизни. Кто-нибудь из тех монахов также вполне мог передать Пахомию Великому «идею» вервицы. Как бы там ни было, в любом случае велика заслуга Пахомия Великого в деле распространения вервицы среди воинства Христова.

Судя по времени жизни святых Пахомия Великого и Василия Великого, к середине IV-го века вервица была уже довольно широко известной в узких кругах (т.е. среди монахов). Поэтому вполне возможно предположить, что изобретена она была несколько раньше жизни святых Пахомия и Василия. Но в связи с тем, что ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии, ни в Деяниях Святых Апостолов, нигде не упоминается даже намёка на какие-либо чётки, можно предположить, что вервица была изобретена намного позже жизни Святых Апостолов. Выходит, что вервица, как устройство для молитвы христиан, могла быть изобретена примерно во II-м – III-м веке нашей эры. Но это всего лишь логическое предположение, не претендующее на истину в высшей инстанции.

Как именно была изначально устроена вервица – доподлинно пока не известно. Вполне возможно, что лестовка копирует её устройство (12-[1]-38-[1]-33-[1]-17). Но мы видим, что число 103, заповеданное Василием Великим, соблюдено в лестовке (речь идёт о лестнице от «Земли» до «Неба»). И понятно для чего (точнее – для кого) была вервица придумана: для некнижных (т.е. не обученных грамоте) монахов, которые на первых порах не могли читать молитвенные правила по книгам.

Скорее всего, сперва вервица не была связана в кольцо и имела вид простой верёвки. Со временем (когда именно – доподлинно пока не известно) вервица приобрела вид замкнутого кольца, с кисточкой и/или крестиком (а может даже и без оных).

С годами вервица перестала быть «атрибутом» только некнижных монахов, т.к. «некнижность» – состояние временное, и, ещё «вчера» неграмотные монахи, уже «завтра» становились грамотными священниками. Но, имея навык молитвы по вервице, монахи уже не могли, да и не хотели оставлять сие Богоугодное дело до конца своих дней, обучая этому душеполезному занятию вновь прибывающих в ряды воинства Христова. Таким образом, вервица широко распространялась среди всех христиан: как среди монашествующих, так и среди подражавших им благочестивых мирян, и к IX-X векам уже была неотъемлемой частью большинства верующих Византийской церкви, как духовное оружие.

Когда и кем было задумано плести вервицу из кожи – сейчас тоже никто точно сказать не сможет. Среди русскоязычного населения бытует мнение, что это изобретение имеет древнерусские корни. Вполне возможно, хотя пока не доказуемо. И к тому виду и символике, которые мы рассматриваем, лестовка наверное «пришла» не сразу «вдруг», а претерпевала различные изменения, пока не обрела нынешние формы. Очевидно, что символизм лестовки создавался людьми мудрыми, великой души и высокой духовности, стяжавших Духа Святаго и имевших благодать Божию.

Грешно будет утверждать, что якобы лестовку сперва «случайно» изобрели, а потом наполнили её «каким-то там» смыслом и символизмом. Также не правильно будет утверждение о неканоничности и неблагодатности лестовки, т.к. она, дескать, более позднего происхождения, чем, например, вервица.

С лестовкой на многих иконах изображается великий русский святой преподобный Серафим, чудотворец Саровский (дни памяти – 01 августа и 15 января). На единственном прижизненном портрете, иеромонах Серафим изображён не с чем-либо, а именно с лестовкой. К стати, его лестовка сохранилась до наших дней, и находится в Иоанно-Богословском монастыре деревни Макаровка Саранской епархии. Кроме того, изображение иеромонаха Серафима Саровского с лестовкой в руках, находится на стенной росписи Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя – кафедрального собора нашей Церкви – именно там, где теперь избирают патриархов РПЦ (МП). Неужели, после всего вышеописанного, кто-то осмелится предположить, что батюшка Серафим, к которому много раз являлась Сама Царица Небесная, который при жизни сподобился увидеть Господа нашего Иисуса Христа, мог иметь при себе что-либо неблагодатное? И тем более такую духовную вещь, как лестовку. Можно смело утверждать, что святой преподобный Серафим Саровский был не единственным в своём монастыре (а уж тем более – в России), кто молился по лестовке.

В те времена лестовка была не просто распространённым атрибутом христиан, а чуть ли не главным и единственным духовным оружием. К сожалению, по чьему-то злому умыслу, на Руси было создано общественное мнение, что лестовки якобы являются символом раскола, и на этой почве «успешно» и незаслуженно были вытеснены даже не традиционной вервицей, а католическими чётками. Видать кого-то очень сильно раздражали «мечи духовные» в виде лестовок. Кто бы это мог быть…?

Кроме преподобного батюшки Серафима, также с лестовкой в руках на некоторых иконах изображаются и другие святые, в земле Российской просиявшие:

– Преподобный Сергий Радонежский, всея России чудотворец (день памяти – 31 января, 18 июля, 08 октября);

– Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская (день памяти памяти – 15 января);

– Преподобная Евфросиния – Супруга Дмитрия Иоановича Донского (вел. кнг. Евдокия Димитриевна, дни памяти – 30 мая и 20 июля). Ростовой образ св. княгини, представленной на фоне обители, с лестовкой в руке, находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках;

– Преподобный Еразм Печерский, в Ближних печерах (дни памяти – 9 марта и 11 октября). Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. под 24 февраля предписывают изображать преподобного Еразма таким образом: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; кр. вариант – ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 126 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75);

– Преподобный Дамиан, целебник Киево-Печерский, в Ближних печерах (день памяти – 11 октября). В сводном подлиннике XVIII в. Г.Д. Филимонова под 5 октября о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167);

– Преподобная Евфросиния Суздальская (день памяти – 8 октября). В руководстве для иконописцев 1910 г., преподобная Евфросиния описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее – подрясник, мантия, на голове – куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26);

– Святая благоверная Анна Кашинская (день памяти – 15 октября);

– Преподобный Марк Молчальник (Саровский) – великий сподвижник батюшки Серафима, прославлен от Господа нетлением мощей и чудесами, в 1988 году был местно прославлен в Соборе Тамбовских святых;

– Преподобная схимонахиня Александра (Мельгунова) (день памяти – 26 июня) – первоначальница Дивеевской обители, в 2000-м году была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в 2004 году её имя было внесено в общероссийский календарь;

– Преподобная схимонахиня Марфа Кирсановская, чудотворка Тамбовская (день памяти – 14 сентября) – прославлена в лике местночтимых Тамбовских святых в 1988 году). Известно, что во время обретения её честных мощей в 2005-м году, в гробу было обнаружено две лестовки (одна в руках святой, а другая – под возглавницей), которые теперь выставлены для почитания;

– Преподобный Герман Аляскинский (дни памяти – 9 августа и 26 декабря) изображён на иконе Северо-Американских святых с лестовкой в руках.

Иконы с изображением лестовок можно посмотреть на сайте: http://lestovka.com.ua/lestovka-foto-Ikons.php

Представленный выше перечень далеко не полный. К сожалению, после революции 1917-го года и 70-ти летнего бесчинства Советской власти, много старинных книг и икон, являвшихся национальным достоянием, безвозвратно утеряны для нас. Но можно с уверенностью сказать, что если провести серьёзные научные изыскания, то перечень святых, которые когда-то изображались на картинах и иконах с лестовкой в руках, можно будет увеличить в разы (а может даже и в десятки раз).

Также лестовка фигурирует на многих исторических картинах известных русских художников. Сюда можно отнести:

– «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.» (1885 г.); «Путешествие Аввакума по Сибири.» (1898 г.) (художник – Сергей Дмитриевич Милорадович, 1851-1943 г.г.);

– «Никита Пустосвят. Спор о вере. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи»)» (1880-1881 гг.) (художник – Василий Григорьевич Перов, 1833-1882 гг.);

– «Святая Русь.» (1901-1906 гг.); «Преподобный Сергий Радонежский.» (1899 г.); «Пустынник.» (1888 г.); «Юность Преподобного Сергия.» (1892-1897 гг.); «Великий постриг.» (1889 г.); «Труды Преподобного Сергия Радонежского.» (триптих 1896-1897 гг.); «Святой Сергий.» (художник – Михаил Васильевич Нестеров, 1862-1942 г.г.);

– «Боярыня Морозова.» (1887 г.); «Посещение царевной женского монастыря.» (1912 г.) (художник – Василий Иванович Суриков, 1848-1916 г.г.);

– «Против воли постриженная.» (1887 г.) (художник – Николай Сергеевич Матвеев, 1855-1939 г.г.);

– «Царь Иван Васильевич Грозный.» (1897г.)(художник – Виктор Михайлович Васнецов,1848-1926 гг.);

– «Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра).» (1908-1913 гг.); «В горнице древнерусского дома.» (художник – Аполлинарий Михайлович Васнецов,1856-1933 гг.);

– «Спор о вере.» (1867 г.) (художник –Дмитрий Егорович Жуков, 1841-1903 гг.);

– «По старой вере.»; «В храме.» (1910 г.); «В старообрядческом монастыре.»; «Девушка-старообрядка.»; «Скит.»; (художник – Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, 1873-1954 гг.);

– «Портрет А. Баркова со свитком и лестовкой.» (1826 г.) (художник – Николай Дмитриевич Мыльников, 1797-1842 гг.);

– «Канун.» (1909 г.) (художник – Владимир Александрович Кузнецов, 1878-1960 гг.);

– «Митрополит Филипп отказывается благословить царя Иоанна Грозного.» (1875 г.) (художник – Василий Владимирович Пукирев, 1832-1890 гг.);

– «Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года.» (1856 г.) (художник – Павел Фёдорович Плешанов, 1829-1882 гг.);

– «Царь Иоанн Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи.» (художник – Клавдий Васильевич Лебедев, 1852-1916 гг.);

– «Старообрядческие архимандриты.»; «Старообрядческие монахи.»; «Старообрядческий монах.» (художник Федор Григорьевич Солнцев, 1801-1892 гг).

И это тоже далеко не полный перечень.

Судя по времени жизни художников, а также судя о временах, изображённых на картинах, лестовка была очень распространена на Руси, и была неотъемлемым атрибутом не только старообрядчества, но и благочестивой христианской жизни.

Из современных художников ярким примером, где изображается лестовка, можно выделить следующие картины:

– «100 веков.», или «Вечная Россия.» (1988 г.), художник – Илья Сергеевич Глазунов (1930 г.р.);

– «Патриарх Никон возвращается из ссылки в Ново-Иерусалимский монастырь.» художник – Борис Викторович Черушев;

– «Преподобный Сергий. Чудо об источнике.»; «Преподобный Сергий. По Руси.», художник – Сергей Николаевич Ефошкин (1960 г.р.);

– «Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.» (1995 г.), художница – Сайда Мунировна Афонина (1965 г.р.);

– «Молитва.», «Послушник.», «Победа Пересвета.», «Царёво молчание.», «Благословение преподобного Сергия.» (2005 г.), художник – Павел Викторович Рыженко (1970 г.р.);

– «Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским.» (1999 г.), художник – Сергей Владимирович Чикуньчиков (1972 г.р.);

– «Ярослав Мудрый.», художник – Владислав Анатольевич Нагорнов (1974 г.р.);

– «Марфа-посадница.» (2008 г.), художник – Николай Парфенович Комаров (1959 г.р.);

– «Возвращение.»; «Освящение источника.», художник – Сергей Георгиевич Серов (1948 г.р.);

– «Осень. Сергий Радонежский.», художник – Игорь Кривов (1984 г.р).

Список этот также можно продолжать.

Картины с изображением лестовок можно посмотреть на сайте: http://lestovka.com.ua/lestovka-foto-kartini.php

Во многих старорусских православных печатных изданиях есть статья «Сказание о лестовке и о молитве Иисусовой». Далее приводится отрывок из этой статьи:

«Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Исусову тако: Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Кто молитву сию Иисусову творит непрестанно, како воздухом дышит, то после перваго года вселится в него Дух Святый, после втораго внидет в него Христос Сын Божий. После третьяго же года внидет к нему Отец. И внидет в него и обитель в нем сотворит Святая Троица. И поглотит молитва сердце человеку тому и сердце поглотит молитву. И станет взывати непрестанно сию молитву днем и нощию. И будет свободен человек той от всех сетей вражиих. Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте. В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.». (Древлеписьменный Гранограф, л. 239). Из написанного выше мы видим, что старорусские благочестивые традиции предписывали иметь лестовки всем христианам: как монашествующим, так и мирянам.

Богородичные лестовки имеют более позднее происхождение, чем традиционные (классические) лестовки. Скорее всего, они «начали быть» после раскола русской церкви в середине XVII века. В те времена, когда была произведена попытка «окатоличивания» русского православия, судя по всему, и были «внедрены» розарии. Но самобытность, стойкость и несгибаемость русского народа, не дали прочно закрепиться розариям в народном быту, хотя свой серьёзный отпечаток в нашей истории они всё же отставили, тем более, что сама по себе идея розария неплохая для благочестивой жизни. Основная идея (символизм) розария заключается в почитании в разные дни недели так называемых «Тайн». Их в католицизме четыре группы (Радостные, Светлые, Скорбные, Славные), каждая из которых содержит по пять тайн, каждая из которых почитается одной большой и десятью короткими молитвами. Мы не будем здесь вдаваться в подробности символики розария. В любом мало-мальски серьёзном справочнике и/или словаре о розарии можно почерпнуть достаточно сведений. Раскроем лишь самые главные его «характеристики». Классический розарий имеет как раз 50 маленьких бусинок, с разделением через каждую декаду одной большой. Сперва в розарии идёт большая бусинка, а потом идут 10 маленьких (в отличие от наших чёток). Также в католичестве существуют розарии на 150 и 200 маленьких бусинок, разделённых через 10 большими. Ещё в розарии, как и в лестовке, имеются и дополнительные бусинки (их пять – две большие и одна маленькая), с которых начинается и которыми заканчивается выполнение молитвенного правила.

В различных источниках часто можно встретить фразу: «Лестовка, принятая в Старообрядческой Церкви…». Наверное правильно было бы заменить слово «принятая» на слово «сохранившаяся». Лестовка – давно уже не редкость. Тем не менее, на сегодняшний день, из православных христиан постсоветского пространства, о лестовке хорошо знают только старообрядцы и единоверцы. Подавляющее большинство православных христиан Московского и Киевского Патриархатов, о лестовке не имеет даже малейшего понятия. Многие православные, имея у себя иконы батюшки преподобного Серафима с лестовкой в руках, даже и не догадываются о том, что это не обычные чётки. Некоторые христиане вообще считают, что там, где на иконе нарисованы лапостки, на самом деле изображена пушистая кисточка (воскриль).

В наше время лестовки (и их разновидности) изготавливаются и применяются по назначению всеми старообрядческими церквями и согласиями, а также во многих монастырях Украины, России, и даже Греческими монахами на Святой Горе Афон.

Кого-то может смутить устоявшееся мнение, что лестовки якобы являются атрибутом только старообрядчества. К сожалению, не многие знают, что Поместным собором Русской православной церкви, проходившим 30 мая – 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой лавре, были отменены клятвы на старые обряды, которые были наложены Большим Московским Собором в 1667 году. Тем самым, старые обряды (речь идёт о Русской Православной Старообрядческой Церкви) признаны равно спасительными, как и новые. Кроме того, указом Святейшего Патриарха от 3 июля 2009 года при Покровском храме в Рубцове города Москвы был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, где, среди прочего, рассматриваются вопросы по взаимодействию со старообрядчеством. Потому и лестовки не могут быть кем-либо порицаемы либо пренебрегаемы. Из глубины веков к нам дошла пословица: «Лестовка – Христова лесенка, она в рай ведёт». В связи со всем вышесказанным, говорить о неканоничности и о неблагодатности лестовок – занятие весьма сомнительное, необоснованное, и даже опасное.

Известно, что в былые времена лестовки, наряду с деньгами, вещами и продуктами питания, подавались нуждающимся как милостыня. По сегодняшний день во многих историко-краеведческих музеях России и Украины, наряду с одеждой священнослужителей и мирян разных сословий также находятся лестовки, что лишний раз подтверждает широкую распространённость лестовок во времена Российской Империи, и даже раньше.

Бытуют истории, что лестовки встарь якобы (едва ли не поголовно) служили средством для наказания нерадивых домочадцев. Может где-то, когда-то, с кем-то, нечто подобное и было, но это скорее исключение из правила, чем традиция. Ведь шлёпать по мягким тканям такой святыней, как лестовка – это примерно то же, что бить Библией по голове. Скорее всего, кто-то кого-то где-то когда-то тоже бил Библией по голове, но об этом лучше даже не вспоминать, как не заслуживающем внимания («…в верх таких не берут, и тут про таких не поют…» – В.С.Высоцкий). Поэтому подобные россказни не следует принимать всерьёз. Как и любые чётки, лестовка помогает творить молитву не только дома, но и в пути, в транспорте, общественных местах, на работе, и т.д., заполняя свободное время не праздными и/или греховными мыслями, а благочестивым делом – молитвой. Находясь с христианином, лестовка помогает всегда помнить о Божественном, о Вечном, концентрируя внимание на молитве, что в свою очередь способствует благородному поведению и недопущению каких-либо недостойных поступков.

Более подробно об истории происхождения лестовки можно узнать на специфическом сайте о лестовках: http://lestovka.com.ua/lestovka-istoriya.php

Молитвенные правила по лестовке

Всё описанное выше устройство лестовки, её символика и смысл, направлены на воспитание в христианах благоговения, любви к Богу и ближним, посредством молитвы. Лестовка чуть ли не «кричит» нам: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).

Не только лестовка приспособлена под молитвенные правила, но существуют также и молитвенные правила, которые согласованы с лестовкой: сколько раз нужно молиться по лестовке утром, днём, вечером; когда и сколько класть земных и/или поясных поклонов, и т.д. Мы знаем, что лестовка считается мечом духовным. Поэтому, как всякое оружие требует навыка владения им, так и лестовкой надо уметь пользоваться.

Для выполнения молитвенного правила, лестовку берут в левую руку, пропуская бобочки между средним и безымянным пальцами и передвигая их большим пальцем. Такое положение лестовки удобно, практично, и традиционно.

Главнейшей, центральной молитвой в Православии, после «Отче наш», является Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Очень широкое распространение имеет эта же молитва с добавлением в конце «грешнаго» (или – «грешную», – если женский пол). Также имеют место и сокращённые варианты этой молитвы, например: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; «Господи, помилуй мя грешнаго»; «Господи, помилуй мя»; «Господи, помилуй». Прошение людей у Бога о помиловании многократно встречается как в Ветхом Завете (около 30-ти раз), так и в Новом Завете (около 10-ти). Смысл этих кратких молитв всегда один и тот же: человек признаёт Бога Всемогущим, осознавая своё недостоинство пред Ним, понимает свою греховность и духовную немощь, и просит у Многомилостивого Бога за это прощения и оставления всех своих грехов, принося достойный плод покаяния (т.е. изменения в лучшую сторону).

Выполнение молитвенного правила по лестовке (как, впрочем, и любого другого молитвенного правила) не должно выставляться напоказ, помня о словах Господа: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6:5). Нельзя кичиться лестовкой, излишне демонстрируя её где надо и где не надо. Но в тоже время, и не надо стесняться лестовки, как не надо стесняться и молиться. Как сказал Господь: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38; Лк.9:26).

Способов молитвы по лестовке существует много. Дальше представляется самый распространённый из них, пришедший к нам из глубины древней Руси.

На первых трёх бобочках (т.е. на каждом из них) читается: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!». В старообрядчестве же читается так: «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!» – т.е. «Аллилуия» читается два, а не три раза.

На «Земле» прославляется Пресвятая Троица: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».

Затем на остальных ста маленьких бобочках читается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.». В старообрядчестве Имя Господа (Иисус) пишется и читается с одной «И» (Исус).

На первом большом бобочке читается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Своем.». На втором большом бобочке читается: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Своем.». На третьем читается: «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии Своем.».

На «Небе», так же, как и на «Земле» прославляется Пресвятая Троица.

На последних трёх бобочках, как и на первых, читается «Аллилуия…».

По окончании выполнения молитвенного правила по лестовке, берём лапостки в левую руку и молимся: «Господи, помилуй.» (трижды). Затем передвигаем передвижку и славословим Бога: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».

Молясь по лестовке, нельзя также забывать и о телесных подвигах – земных и поясных поклонах. Земные поклоны кладутся на аллилуйных и больших ступенях (9 поклонов), а также на первых 12-ти и последних 17-ти ступенях (29 поклонов). Остальные поклоны (на 38-ми и 33-х малых ступенях) выполняются в пояс. Всего получается 71 поясной и 38 земных поклонов.

Также выполняются молитвенные правила по лестовке Пресвятой Богородице, заменив Иисусову молитву на молитву Царице Небесной: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.». Кроме того, выполняются молитвенные правила по лестовке Ангелу-Хранителю: «Ангеле Христов, Хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего»; и Иоанну Предтече: «Святый Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем».

Вот пример молитвенного правила для чтения 10-ти лестовок: первые семь лестовок – Иисусу Христу (учёт их легко вести передвижками), восьмая лестовка – Ангелу-Хранителю, девятая лестовка – Иоанну Предтече, и десятая – Пресвятой Богородице.

Кроме приведённых выше примеров, можно выполнять молитвенные правила по лестовке святым угодникам Божиим, например – святому, имя которого носишь, либо святому, какого очень почитаешь, и т.д. Также на больших бобочках христиане могут читать и другие молитвы, кроме приведённых выше – например: «Отче наш», «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся», и пр. В отдельных случаях допускаются и свои молитвы, исходящие от чистого сердца, но только с разрешения духовного отца (духовника).

Молитвенное правило по богородичной лестовке первого типа в наших, традиционных, устоях, выполняется таким образом: начало и окончание – «Аллилуия…», «Слава, и ныне:»; на каждой малой ступени – «Богородице Дево, радуйся…»; на каждой большой ступени – «Отче наш…»; по окончании – «Господи, помилуй.» (Трижды) и «Слава, и ныне:».

Молитвенное правило по богородичной лестовке второго типа выполняется так: по традиционной лестнице молятся как обычно (Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю, святым…), до конца. На дополнительной лестнице всегда молятся Богородице по принципу, описанному в предыдущем абзаце.

Все материалы данной статьи выложены здесь автором, и, по совместительству, владельцем сайта о лестовках: http://lestovka.com.ua/

Редакция текста от: 23.12.2010 22:20:24
Последняя подтвержденная редакция: 15.01.2011 12:30:38

"ЛЕСТОВКА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google