Симеон Благоговейный (-987)- монах Константинопольского Студийского монастыря, духовный отец Симеона Нового Богослова (946-1022). Симеон Благоговейный был пожилым иноком, он не имел священного сана, но обладал глубоким духовным опытом, и в его лице Симеон-младший обрел того, кого долго искал. Юный Симеон так любил своего учителя, что почитал его за святого и считал себя недостойным прикоснуться к его одежде или поцеловать место, где тот стоял во время молитвы. Отношение Симеона-младшего к Симеону-старшему было основано на полном послушании: он прислуживал своему учителю и не смел ни шага сделать без его указания. Такое полное подчинение послушника старцу необходимо по той причине, что человек немощен и не может целиком и сразу предаться Богу, следовать за Христом, - он должен сначала научиться постепенно отсекать свою волю самоотверженным исполнением воли людской ради Бога, должен воспитать любовь и веру путем сожития с человеком, верующим и любящим Бога. В своих трудах Симеон приводит любопытные сведения об аскетических взглядах Старца и его методах духовного руководства. Однажды, по возвращении в келию после утомительного дня, юный Симеон отказывался от пищи, опасаясь, что не сможет стать на молитву. Но старец велел ему есть без всякого смущения; Итак..., мы наелись и напились даже сверх необходимого; ел и он, снисходя к моей немощи. Затем, когда стол был убран, он говорит мне: Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу. Ученик удивился услышанному и, поклонившись до земли, испросил благословения и молитв старца. Отпуская его, старец заповедал ему прочитать на ночь лишь Трисвятое и лечь. После чего, когда Симеон вернулся к себе и стал читать Трисвятое, произошло мистическое озарение, он увидел Божественный свет и в нем - своего старца. О том, что только простым, смиренным и послушливым людям Господь являет Себя, часто указывал Прп. Силуан Афонский.
Симеон говорит о глубокой мистической жизни самого Старца и свидетельствует, что у него бывали видения Божественного света. В 1б-м Огласительном Слове Симеон упоминает, что часто слышал от духовного отца "о бывающих с подвижниками Божественных озарениях с неба, о множестве света и собеседованиях Бога с людьми через него". В 5-м Нравственном Слове Симеон пересказывает свою беседу со Старцем после первого видения света. Это диалог между человеком, который только что впервые пережил мистический опыт, и тем, кто давно обладает подобным опытом:
И если существует тот, кто ранее объяснял ему такие вещи как прежде познавший Бога, он идет к нему и говорит: "Я видел!". А тот говорит: "Что ты видел, чадо?" - "Свет, о отче, сладкий-сладкий, но чтобы сказать тебе, каков он, разум мой бессилен... Явился мне, отче, этот свет. Здание келий моей исчезло, и мир миновал, убежав, как думаю, от лица Его, я же остался один, сопребывая со светом. Не знаю, было ли тело сие тогда там... Радость же была у меня невыразимая, которая и ныне со мною - любовь и великое желание, так что потоки слез полились у меня...". Итак, отвечая, [старец] говорит ему: "Это Он, чадо!".
Очевидно, что глубина мистического опыта, которым обладал Старец, и привлекла к нему Симеона; можно предположить, что многие другие духовные чада были привлечены к Старцу именно этим, так же, как и даром исцеления, которым он обладал. "Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного" остается и поныне актуально для монашествующих.