Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЮЗЕФОВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александр Иванович Юзефович (+ 1921), священник, священномученик

Память 13 декабря, 4 января в день кончины (Киргиз. [1]) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской [2]

Родился 1 сентября 1858 года в селе Грузово Виленской губернии в семье причетника. Окончил два класса Молодечненской учительской семинарии Виленской губернии. 10 июля 1875 года был зачислен послушником в Виленский Свято-Духов монастырь, 2 декабря 1876 года архиепископом Виленским и Литовским Макарием назначен псаломщиком к Виленскому Преображенскому собору.

12 февраля 1877 года по прошению принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком к церкви станицы Лепсинской. С 10 мая 1879 года по 1 июня 1882 года нёс послушание личного секретаря и иподиакона при епископе Туркестанском и Ташкентском Александре (Кульчицком). Александр Иванович стал верным помощником и последователем владыки. Он воспринял просветительские и миссионерские идеи своего наставника, между ними была духовная и идейная близость

11 июня 1882 года был рукоположен им во диакона, а 18 июля во иерея к Казанской церкви села Преображенского, в которой отец Александр прослужил в течение многих лет.

Главным начинанием владыки Александра (Кульчицкого) на Туркестанской кафедре было основание Свято-Троицкого Иссык-Кульского мужского миссионерского монастыря. В 1882 году в 10 километрах от Преображенского (Тюп) на Северном берегу озера Иссык-Куль он установил крест на месте церкви будущего монастыря и подписал договоры о размежевании земли с представителями окрестных крестьянских сёл и киргизских волостей. Ещё не было настоятеля, братии - монастырь создавался "сверху" волевым решением архиерея. Своё любимое детище владыка доверил заботам будущего замечательного пастыря отца Александра Юзефовича. Через год епископ Александр из-за тяжёлой болезни оставил туркестанскую кафедру, а его ставленник в течение 35 лет (с небольшим перерывом, так как в 1908 году имело место "повторное" назначение "заштатного священника Александра Юзефовича" на этот же приход) продолжал свои пасторские труды сперва в должности второго священника, затем - настоятеля. Он был возведён в сан протоиерея. Им было сделано много доброго и для братии Иссык-Кульского монастыря, и для местной церковно-приходской школы, в которой он был законоучителем с 6 мая 1908 года. Его труды были отмечены церковными наградами:

  • набедренник (награждён 11 ноября 1885 года преосвященным Неофитом за усердие в устроении Иссык-Кульского монастыря;
  • фиолетовая скуфья (10 декабря 1899 года за усердие в сооружении нового храма в селе Преображенском);
  • камилавка (6 мая 1909;
  • наперсный крест (19 декабря 1911 награждён Святейшим Синодом как "усердно несущий пастырские обязанности").

Село Преображенское славилось своим благочестием во многом благодаря именно деятельности отца Александра и его семьи, в которой были и псаломщики, и учителя церковно-приходских школ. Жители села жертвовали деньги на колокола, на строительство храмов в монастыре, устраивали крестные ходы, приезжали в монастырь на престольные и Великие праздники. Духовно-нравственное состояние паствы и облик храма - также заслуга настоятеля прихода.

Туркестанский епископ Димитрий (Абашидзе), посетив в 1907 году приходы северного берега Иссык-Куля, писал:

"Преображенская церковь, переполненная народом, произвела на меня отрадное впечатление, она светла и красива. При церкви хороший хор. Местное население построило церковь на собственные средства и относится к ней очень заботливо. Хороша здесь и церковно-приходская школа".

Во время антиправительственного восстания киргизов в 1916 году жители села Преображенского не только успешно оборонялись, но и помогали пострадавшим от бунта. 20 человек монастырской братии во главе с настоятелем и 40 человек мирян из окрестных сел спасались от погромщиков на Иссык-Кульском острове, потом перебрались на лодках в Преображенское. Сюда же съезжались жители других разгромленных сёл Пржевальского уезда. В Преображенском их расселяли, кормили и лечили более двух недель. Отец Александр и его семья принимали во всех этих событиях самое активное участие. Дом Юзефовича был переполнен беженцами, в храме на ночь размещали женщин с детьми, каждый день здесь совершалось богослужение, устраивались крестные ходы, частые исповеди.

После октябрьского переворота 1917 года отец Александр был переведён в церковь Казанской иконы Божией Матери села Кара-Балта Пишпекского уезда Семиреченской области (ныне город близ Бишкека, Киргизия). Это село находилось на тракте Верный - Пишпек - Ташкент, на границе Сыр-Дарьинской и Семиреченской областей, где власть попеременно переходила то к отрядам левых эсеров, то к отрядам Белой армии, то к мятежным красноармейцам, то к большевикам. Карательные отряды большевиков совершали экзекуции на сельских окраинах, расстреливали местных жителей. Священников, диаконов, псаломщиков арестовывали в первую очередь как "контрреволюционный элемент". Именно так погиб и протоиерей Александр. Он был расстрелян 17 января 1921 года.

Жители Кара-Балты до сих пор помнят место, где большевики расстреляли священников. Рассказывают, что "холмы эти стали называть поповскими холмами, или «попиком»... Там никто ничего не смог впоследствии построить... Это место обходили власти: и не застраивали его, и не отдавали под участки... Наверное, Бог хранил то место для храма..."

Казанская церковь в Кара-Балте была разрушена в 1930 году, новое скромное здание для неё было оборудовано в 1947 году поблизости от прежнего места, а в конце 1980-х годов прямо на "поповском холме" был выстроен новый храм - лучший памятник расстрелянным здесь новомоученикам. Сейчас это главный храм в Свято-Казанском мужском архиерейском подворье Кара-Балты.

Реабилитирован 14 апреля 1993 года.

Канонизирован к местному почитанию Алма-Атинской епархией 10 февраля 1999 года, а для общецерковного почитания - на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Литература

  • Джетысуйская правда (газета), январь 1921
  • Календарь для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год. Отдел 2-й Адрес-календарь Туркестанской епархии. Верный: Изд. Туркест. Казанско-Богородичного братства, 1903. С. 33.
  • Туркестанские епархиальные ведомости. 1907. № 4. С. 640.
  • Туркестанские епархиальные ведомости. 1908. № 13. С. 40.
  • Ходаковская О. И. "Ангел Туркестанской церкви владыка Александр 1878–1883" // Веди. 1998. № 4-5.
  • ЦГА КР. Ф. 75. Оп. 1. Д. 45. Л. 40–47 (Дневник настоятеля Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря о восстании киргизов в 1916 г.).
  • ЦГА РУз. Ф. И-961. Д. 1072 (О представлении к награде в 1911 г.).

Использованные материалы

  • "Александр Иванович Юзефович," Православная энциклопедия, электронная публикация от 19 марта 2009:
  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века
  • "Александр Иванович Юзефович (1858 - 1920) – иерей, священномученик" // Официальный сайт Митрополичьего округа в Республике Казахстан:
  • "Священномученик Александр Юзефович пресвитер" // официальный сайт минского Свято-Елисаветинского монастыря:
  • "Освящена памятная доска священномученику Александру Юзефовичу"; "Житие священномученика Александра Юзефовича" // Официальный сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии (07 июня 2019), https://pravoslavie.kg/news/2329



[1]  "Освящена памятная доска священномученику Александру Юзефовичу" // Официальный сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии (07 июня 2019), https://pravoslavie.kg/news/2329; "Священномученик Александр (Юзефович), пресвитер" // Озмитель Е. Киргизстанский мартиролог. Бишкек, 2017. С. 21-26, https://pravzhizn.com/calendar/saints/aleksandr-yuzefovich. Та же дата памяти в 2015 году была указана в БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века, https://web.archive.org/web/20151010234835/http://sr.isa.ru/...U** , однако в актуальной версии она отсутствует (см. http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9...CQ* ); эту же память, наряду с памятью 13 декабря, указывал Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013, с. 11, однако в аналогичных календарях начиная с 2017 года эта вторая память отсутствует.

[2]  В электронной версии статьи Православной энциклопедии ошибочно вместо 13 декабря указана память 13 января.

Редакция текста от: 19.01.2024 01:35:27
Последняя подтвержденная редакция: 18.02.2024 14:04:30

"ЮЗЕФОВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google