Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТРИФОНО-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Верхний монастырь Трифоно-Печенгской обители.  Фото нач. 2010-х гг. с официального сайта монастыря
Верхний монастырь Трифоно-Печенгской обители. Фото нач. 2010-х гг. с официального сайта монастыря
Трифонов Печенгский мужской монастырь во имя Всесвятой Троицы в п. Луостари Североморской епархии

Первый расцвет и первый разгром

Монастырь во имя Святой Троицы в месте впадения реки Манны в реку Печенгу на Кольском полуострове - "у холодного моря, у Мурманской границы", на месте нынешнего посёлка Луостари (что значит "монастырь") - стал первой православной обителью в Заполярье. Он был основан на исходе первой трети XVI века преподобным Трифоном, просветителем лопарей (саамов). Начало строительства Троицкой церкви относят к 1529 году, а традиционным годом основания считается 1533 год - время освящения Троицкого храма и принятия преподобным монашеского пострига. Обитель была под омофором Новгородских владык. При Троицкой церкви святой Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки из новокрещенных лопарей. Вскоре стало приходить всё больше богомольцев из разных краёв, некоторые принимали иноческий постриг и строили себе кельи. Постройки монастыря, как и последующие его здания сквозь века, были деревянными. Основой первоначального хозяйства монахов стало рыболовство. Преподобный основатель обители, показывая пример смирения, хотя и духовно руководил обителью, не принимал сана и уклонился от игуменства, выдвинув в настоятели своего ученика святого Гурия. Среди сподвижников и учеников святого Трифона в основанной им обители известны также преподобные Варлаам Керетский и Иона Печенгский.

В 1550 году из-за нестроений в обители святой Трифон на время ушёл из обители в странствия, а братия самочинно начала строить новое монастырское хозяйство в 15 верстах ниже по течению, в устье реки Печенги (на месте где впоследствии возник посёлок Печенга). С этого времени первоначальная обитель стала называться "Верхним монастырём", а строения на новом месте - "Нижним монастырём". В годы размолвки преподобный Трифон не оставил обитель своей заботой и в 1556 году явился к государю с прошением о благоустройстве монастыря. Царь Иоанн Грозный богато одарил преподобного и его монастырь деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами, а также даровал жалованную грамоту на имя игумена Гурия. По этой грамоте, помеченной 1 ноября 1556 года, к монастырю отходили все земли по морскому побережью от Варангер-фиорда до Кольского залива "вместе с ловлями, угодьями и лопарями". Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развить свою просветительную деятельность и значительно укрепить хозяйство.

В 1557 году святой Трифон вернулся в монастырь, но обосновался жить не на новом месте - в "Нижнем монастыре" - а на старом, где он создал отходную пустынь (скит) у Трифонова ручья, у сопки получившей впоследствии название Спасительной. В 1571 году в пустыни была построена большая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы для всей братии. Двумя километрами южнее, на берегу залива, была также построена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1565 году на реке Паз, вероятно на месте массового крещения лопарей, святой Трифон построил храм во имя святых Бориса и Глеба, при котором в годы его земной жизни вероятно был устроен ещё один отдалённый монастырский скит. Монастырь стал быстро расти, развернул широкую хозяйственную деятельность. Монастырь имел скотные дворы, морские суда, верфи, солеварни, мельницы; развивался рыбный промысел, трудники занимались выделкой шкур и мытьем золота. Обитель развила обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами - так, в 1564 году святой Трифон пригласил в Печенгу атверпенских купцов. Монастырь стал важнейшим центром Православия, форпостом русской державы и крупнейшим хозяйством на Крайнем Севере. В голодные годы монастырь немало помогал окрестному населению.

Перед своим преставлением, последовавшим в 1583 году, святой Трифон предсказал разорение монастыря и мученическую смерть братии. Святой был погребен у алтаря Успенской церкви устроенной им пустыни. Его предсказание сбылось в 1589 году, когда отряд финских наемников, подданных шведского короля, уничтожили и монастырь и пустынь. "Свейские немцы" и раньше тревожили обитель - нападение 1589 года считается четвёртым - но на этот раз разорение обители было полным. За неделю до праздника Рождества Христова разорители сожгли храм Успения, где замучили инока Иону. В самый праздник, во время литургии, грабители ворвались в монастырь и умертвили иноков и послушников, а игумена Гурия с келарем прежде убийства терзали, допытываясь, где казна. Разграбив монастырь, злодеи предали все огню. Мученическую смерть в Зосимо-Савватиевском храме приняли 51 инок и 65 послушников и работников. После погрома сохранился лишь отдалённый Пазрецкий Борисоглебский храм.

Кольско-Печенгский монастырь

Бывшие в отсутствии монахи, пережившие резню, похоронили честные останки Печенгских мучеников в "Нижнем монастыре" после чего, по велению благоверного царя Феодора Иоанновича, в 1590 году перебрались для безопасности в Кольский острог. Здесь они стали проводить службы в деревянной Благовещенской церкви и составили Кольско-Печенгский (также Новопеченгский) монастырь (см.), просуществовавший до 1764 года.

Место прежней обители не было совсем оставлено. В 1600 году на месте упокоения Печенгских мучеников в разрушенном "Нижнем монастыре" в Печенге была поставлена небольшая часовня, а другая часовня была построена в 1608 году на месте упокоения преподобного Трифона в "Верхнем монастыре". Было здесь также несколько келий, в которых жили старцы Кольско-Печенгского монастыря: приезжая из обители, они несли службу при промыслах и менялись раз в год.

Общий вид Верхнего Трифоно-Печенгского монастыря. Нач. XX в. Из кн. Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь
Общий вид Верхнего Трифоно-Печенгского монастыря. Нач. XX в. Из кн. Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь

Возрождение в Синодальный период

Над могилой святого Трифона в "Верхнем монастыре" в 1708-1709 годах был построен однопрестольный храм в честь Сретения Господня, вначале приписной к Кольскому Воскресенскому собору, а с 1857 года - приходской. Часовня на месте упокоения Печенгских мучеников в 1808 году была укрупнена и освящена во имя Святой Троицы. Воздвигнутый святым Трифоном древний Пазрецкий Борисоглебский храм все эти годы действовал как приходской, а в 1871-1874 году у старой церкви была построена новая того же посвящения.

Вид на Нижний Трифонов Печенгский монастырь с правого берега р. Печенги. Начало XX в. Из кн. Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь
Вид на Нижний Трифонов Печенгский монастырь с правого берега р. Печенги. Начало XX в. Из кн. Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь
В 1827 и 1860 годах соловецкие монахи делали попытки восстановить Трифонов-Печенгский монастырь, но успеха не имели. Наконец, в 1883 году проведение юбилейных торжеств Архангельска и празднование памяти преподобного Трифона напомнило многим о древнем монастыре. Указом Святейшего Синода от 12 марта 1886 года возобновление Печенгской обители было возложено на Соловецкий монастырь. В том же году Троицкая часовня на месте "Нижнего монастыря" была превращена в приходскую церковь во имя преподобного Трифона. В 1897 году центр монастырской жизни вновь перенесли в Печенгу, на место "Нижнего монастыря". Возобновление обители стало одним из факторов оживления церковной жизни в крае, связанным с учреждением самостоятельной Финляндской епархии.

Благодаря трудам настоятелей-строителей, монастырской братии и покровительству императора страстотерпца Николая II к началу XX века монастырь стал обширным и образцовым духовным хозяйством, которое удовлетворяло всем нуждам не только обители, но и окрестного населения. Были построены трехпрестольный Сретенский храм в "Верхнем монастыре" (на месте прежней однопрестольной церкви над могилой святого Трифона, посредством пристройки приделов 1890-х), церковь Рождества Христова в "Нижнем монастыре" (возведена как часовня в 1908 на месте прежней Трифоновской церкви, храм с 1910, освящена в 1911), Николо-Андреевская церковь на самом берегу Печенгского залива; церковь преподобного Трифона Печенгского была перенесена в Баркино. Особое внимание монастырем уделялось развитию рыболовства, оленеводства, скотоводства, огородничества. С большим искусством через сопки и болота проведена 15‑верстовая шоссейная дорога. Обитель посещало около 4 тысяч паломников в год, доставку которых обеспечивали пароходы Архангельско‑Мурманского срочного пароходства, заходившие в Печенгскую губу. В августе 1917 года монастырь был возведен в ранг ставропигиального второго класса. В то время в обители имелось 5 храмов, 84 здания, почтовая контора, телеграф, телефон, электрическое освещение, пристани, самая современная сельскохозяйственная техника.

Сретенский храм Печенгского монастыря после пристроек 1890-х гг.  Фото с официального сайта обители
Сретенский храм Печенгского монастыря после пристроек 1890-х гг. Фото с официального сайта обители

Финский период

По заключенному в 1920 году Юрьевскому мирному договору земля на которой стоял монастырь отошла к обособившейся Финляндии, к области Петсамо, но пока договор не вступил в действие богоборческие власти Советской России 3 декабря 1920 года объявили о ликвидации обители. Имущество монастыря было передано Мурманскому уездному Совнаркому, ценности были вывезены.

Однако, совсем уничтожить монастырь богоборцы не успели. По указу патриарха Московского святителя Тихона (№ 706 от 27 мая 1921 года) монастырь передавался в ведение православного церковного управления Финляндии. Монашеская жизнь возродилась и обитель была восстановлена, хотя и в стеснённых обстоятельствах, в составе Финляндской Православной Церкви. Финское государство предоставило в пользование монастырю около 10% его бывших земельных угодий, в связи с чем братия монастыря вела многолетнюю тяжбу по вопросу земли и имущества с финским правительством. В Рождественской церкви "Нижнего монастыря" с 1921 года проходили лютеранские службы, почему на ремонт здания Министерством Просвещения Финляндии были выделены средства. Братия проживала в окрестности Сретенской церкви в "Верхнем монастыре", у подножия горы Спасительной.

В ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов 14 монахов монастыря (в их числе наместник монастыря игумен Паисий, эконом, духовник) были арестованы органами НКВД и подвергнуты репрессиям. Размещавшиеся в "Нижнем монастыре" с августа 1941 года немецкие воинские части, обустраивая в своих нуждах церковное здание, значительно изменили его конструкцию. Затем монастырское имущество было вывезено в город Куопио, а в 1944 году, в связи с боевыми действиями, монахи были вынуждены покинуть Печенгскую землю и переселиться в Ново‑Валаамскую обитель.

В 1944 году все постройки "Верхнего монастыря" были уничтожены в ходе боевых действий. По итогам Второй мировой войны территория где стояла обитель перешла к СССР и была включена в ведение Архангельской епархии. В перестроенной Рождественской церкви "Нижнего монастыря" разместились хозяйственные службы воинских частей Ленинградского военного округа. На границе СССР с Норвегией продолжал сохраняться Пазрецкий Борисоглебский храм, стоявший без пения. При этом убывающая братия Печенгского монастыря, проживая в Ново-Валаамской обители и находясь в ведении Финляндской Церкви, сохраняла свою административную обособленность. Таким образом номинально Печенгский монастырь оставался действующим до 30 января 1984 года, когда на 111-м году жизни скончался последний из печенгских монахов отец Акакий.

Рождественский храм Трифонова Печенгского монастыря.  Фото кон. 1990-х - нач. 2000-х гг. из календаря портала Православие.Ru
Рождественский храм Трифонова Печенгского монастыря. Фото кон. 1990-х - нач. 2000-х гг. из календаря портала Православие.Ru

Новейшее восстановление

Монастырь был вновь возрожден в 1997 году на месте "Нижнего монастыря" в Печенге, став самой северной православной обителью в мире. 2 октября того года Священный Синод Русской Православной Церкви подписал постановление о возрождении монашеской жизни на Печенге; тогда же восстанавливаемой обители было дано подворье при церкви иконы Богородицы "Живоносный источник" в Мурманске. Теперь монастырь возрождался под омофором Мурманского владыки. Основанный святым Трифоном Пазрецкий Борисоглебский храм стал приписной церковью монастыря. Центром жизни обители стала церковь Рождества Христова начала XX века. В 2007 году монастырь сильно пострадал от пожара, в котором 1 декабря того года сгорела и Рождественская церковь.

Вначале службы в Печенге возобновились в приспособленном здании. При этом было решено снова отстраивать обитель в том виде, какой она имела сто лет назад. 23 октября 2008 года архиепископ Мурманский Симон освятил первое из вновь возводимых монастырских зданий - малый храм Мурманского монастырского подворья, сооружаемого на средства прихожан. К строительству возрождаемой обители привлекли мастеров деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей. Для расположения нового главного храма, келий и ограды с башнями местные власти выделили землю в посёлке Луостари в Печенгском районе, неподалеку от границы с Норвегией, на историческом участке "Верхнего монастыря". В 2009 году началось строительство нового главного храма в честь Живоначальной Троицы. К середине 2011 года оно было почти завершено, частично возведены монастырские стены, после чего работы пошли более оживлённо. К середине следующего года здание нового храма было достроено, шло строительство гостиницы для паломников, пекарни, братского корпуса и коровника; на подворье проектировалось создание центра временного пребывания для бездомных, т. к. обитель уже несколько лет предоставляла кров таким людям. 13 декабря 2012 года архиепископ Мурманский Симон возглавил освящение главного престола Троицкой монастырской церкви [1].

В 2013 году монастырь был переведён в состав новообразованной Североморской епархии. В 2014 году Мурманское подворье обители стало архиерейским Феодоритовским подворьем со статусом прихода. Монастырь не имел производства и существовал за счёт пожертвований, необходимость в которых особенно возрастала в преддверии зимы, из-за огромных счетов за электричество, которым обитель была вынуждена отапливаться до устройства полноценной отопительной системы [2].

Статистика

  • 1565 - 20 монахов, ок. 30 монастырских работников [3]
  • 1572 - ок. 50 монахов и 200 работников [3]
  • 1914 - в Печенгском приходе 114 домов, в которых проживали 638 чел.; у монастыря 2318 оленей [3]
  • 1915 - монастырю принадлежала территория общей площадью 12 185 десятин 990 квадратных саженей (около 133 км²) [3]
  • 1917 - 28 монахов, 5 храмов, 84 здания [3]
  • весна 2014 - в обители проживает ок. 15-20 человек; территория монастыря - ок. 6,5 га земли [4]

Троицкий храм Трифоно-Печенгского монастыря.  Фото нач. 2010-х гг. с официального сайта обители
Троицкий храм Трифоно-Печенгского монастыря. Фото нач. 2010-х гг. с официального сайта обители

Храмы, архитектура

Троицкий храм

Первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы положил начало монастырю, и был отстроен святым Трифоном Печенгским в 1529-1533 годы. После 1550 года, когда братия начала возводить "Нижний монастырь", а сам преподобный удалился в странствия, храм стоял "без пения", но невдалеке от него в 1571 году была построена большая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, под алтарём которой в 1583 году был погребен святой основатель обители. Оба храма были сожжены шведскими разорителями в 1589 году.

На месте Успенской церкви в 1708-1709 годах построили храм в честь Сретения Господня. Эта церковь представляла собой здание типа восьмерик на четверике с ярусным завершением. В начале 1890-х церковь была расширена к западу большой пристройкой, в которой были устроены Успенский (1893) и Зосимо-Савватьевский (1896) приделы. Эта церковь сгорела во время боев в 1944 году.

Новый храм Святой Троицы был воздвигнут на месте Сретенского в 2008-2012 годах. В определенной степени новая церковь повторила облик старой - это небольшой шатровый храм с обширной трапезной и колокольней.

Утраченные

Сретенский храм, Успенский храм - см. раздел о Троицком храме

Настоятели и наместники

Святыни

Литература

  • Островский Д. Н., Печенгский монастырь в Русской Лапландии, СПб., 1888.
  • Корольков Н. Ф., Трифоно‑Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление, СПб., 1885, 1908.
  • Ушаков И. Ф., Хрестоматия по истории Кольского Севера, Мурманск, 1997.
  • Конюшанец А., Святая обитель на вершине России, Печенга, 2002.
  • Мацак В. А., Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии, Мурманск, 2005.
  • Поливцев Сергий, свящ., Трифонов Печенгский монастырь, Мурманск, 2007.

Использованные материалы



[1]  http://monastery.cerkov.ru/troicy-zhivonochalnoj-xram-pos-lu...yr/

[2]  "«Самая северная монашеская обитель России оказалась под угрозой замерзания»", информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 24 сентября 2014, http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/24/samaya_severnaya_monas...ya/

[3]  "Трифонов Печенгский мужской монастырь", энциклопедический лексикон Кольский Север, http://lexicon.dobrohot.org/index.php/ТРИФОНОВ_ПЕЧЕНГСКИЙ_МУ...ЫРЬ

[4]  "Монастырь сегодня", официальный сайт Трифоно-Печенгского монастыря, http://monastery.cerkov.ru/category/monastyr-segodnya/

[5]  http://days.pravoslavie.ru/Hram/1036.htm

[6]  "Журнал № 55", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 13 июля 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4158601.html

Редакция текста от: 14.07.2015 17:16:50

"ТРИФОНО-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google