Поместный Собор Иерусалимской Церкви, состоявшийся в 190 году в Иерусалиме
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
В Асии, согласно апостолам Иоанну, Павлу и Филиппу, Пасха праздновалась 14 числа месяца Нисана, независимо от дня, на который она выпадала [1]. На Западе же Пасха праздновалась в первое воскресение после весеннего полнолуния. Впервые разница в праздновании Пасхи стала предметом обсуждения в 155 году при посещении сщмч. Поликарпом Смирнским римского еп. Аникета. В 190 году разразился спор между Римским папой Виктором I и Поликратом Ефесским. Причиной конфликта мог служить раскол, учиненный в Риме еретиком-монтанистом Властом, который придерживался малоазийской практики празднования Пасхи и хотел, вероятно, ввести эту практику в Риме. Возможно, именно поэтому Виктор обратился к малоазийским епископам с угрожающим требованием присоединиться к римской практике. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский, которому удалось примирить враждующие стороны.
В 190 году епископы собрались в Иерусалиме, "дабы определить традицию празднования Пасхи, дошедшую до них со времен святых Апостолов."
Этот Собор состоял из палестинских епископов: Иерусалимского Наркисса, Кесарийского Феофила, Тирского Кассия, Птолемаидского Клара и других десяти с целью определить дату празднования Пасхи, поскольку в лоне церкви было много разногласий. По предположению В. В. Болотова, поводом для разногласий могло служить празднование Пасхи в 189 году, когда по иудейскому календарю 15 нисана приходилось на 20 марта. Поэтому Поликрат отпраздновал «спасительную пасху» в ночь с 19 на 20 марта со среды на четверг, «в тот день, когда, по его словам, народ (иудейский) отлагал квасный хлеб». Но в Александрии, мартовское полнолуние 189 года считалось не весенним, а последним зимним, так как оно приходилось несколькими часами раньше весеннего равноденствия. Таким образом, по вычислениям проф. Болотова, в 189 году Пасха в Александрии праздновалась, 20 апреля (в первый воскресный день после апрельского полнолуния), в Риме - 24 марта, в М. Азии - в ночь с 19 на 20 марта [2].
По свидетельству Евсевия Кесарийского, во время пасхальных споров палестинские епископы составили окружное послание, в котором в частности говорилось:
Литература
- Малер-Матьязова Е., Ортодоксальные принципы христианского календаря, Византистский портал «Катехон» :
- Архиеп. Лоллий (Юрьевский). "Александрия и Египет", БТ, Выпуски №№18 (1978), 21 (1980), 24 (1983), 25 (1984) :
Использованные материалы
- Гоцкалюк Дмитрий, "Поместные Соборы Иерусалимской Церкви," портал Православие.ру, 2 января 2002:
- Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской, ХЧ. 1900. Ч. 1. № 3. С. 450–454 :
- Болотов В.В. "Лекции по истории Древней Церкви", Том III., Отдел второй, V. Споры о времени празднования пасхи :
- Хулап В.Ф., "Реформа календаря и пасхалии: история и современность" :
- Евсевий Кесарийский, Церковная история. Книга V, гл. 25 :
[1] Известно, что к началу христианской эры иудеи перестали праздновать Пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями местностей своего расселения. В результате иудейской календарной реформы II-IV веков возникла новая проблема: иудейская Пасха, вычисленная по новому календарю, могла быть время от времени раньше весеннего равноденствия.
[2] См. Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской // ХЧ. 1900. Ч. 1. № 3. С. 450–454) http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/pdf/works/w17.pdf
[3] Евсевий Кесарийский, Церковная история. Книга V, гл. 25 - http://www.sedmitza.ru/text/433373.html