Федосеевский толк, федосеевщина, федосеевцы - беспоповщинский толк.
Основателем его был Феодосий Васильев, новгородский беспоповец, бывший дьячок Крестецкого Яма; он ушел с семейством своим за польский рубеж, в Невельский уезд, чтобы основать здесь раскольническое общество.
Хотя появление отдельной общины само по себе не вело к образованию особого толка, тем не менее оно привело к разделению беспоповщины. Через несколько лет Феодосий перешел в Великолуцкий уезд и вскоре умер (1711).
В первой половине XVIII в. федосеевцы встречаются уже в разных местах по лесам, мызам, городам, в том числе и в Москве, которая с возникновением Преображенского кладбища сделалась средоточием всего федосеевского раскола.
Среди других беспоповщинских согласий федосеевцы выделяется особенно по вопросу о всеобщем безбрачии. Уже собрание новгородских беспоповцев 1694, при участии Феодосия Васильева, не признало законным ни староженство, ни новоженство. На «соборе» 1752, происходившем в Польше, постановившем за чадородие отлучать на известные сроки староженов, федосеевцы о новоженах рассудили: не жить с новоженами в одной храмине, не сообщаться в ядении, не мыться в бане, не славить в их домах Христа, не принимать их без развода на покаяние, хотя бы при опасной болезни, не крестить их детей: «здравых»- совсем, а больных — без обещания родителей разойтись. Наконец, московский федосеевский собор 1883, подтвердив прежние федосеевские правила об обязательном для всех безбрачии и назвав принимающих бессвященнословные браки «еретиками», даже тех «новоженившихся», которые «признают свое сожитие незаконным», признал подлежащими отлучению от своего общества, оставив им одну надежду на спасение — предсмертную исповедь. Некоторые федосеевцы доходили до публичного заявления, что «лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися».
От ведосеевцев отделились следующие толки: а) титловщина, б) аристовщина, в) рижские и г) польские федосеевцы. Рига издавна занимала первое, после Москвы и Петербурга, место в империи по благоустройству находившейся в ней федосеевской общины. Издавна также рижские федосеевцы были жаркими проповедниками всеобщего безбрачия.
В 30-х гг. XVIII в. было поведено против рижских раскольников, «кои ведут развратную жизнь», употреблять «полицейские меры», а их незаконнорожденных детей крестить в православной вере и затем, по достижении возраста, детей мужского пола зачислять в военные кантонисты, а женского — пристраивать по распоряжению приказа общественного призрения. Вследствие этого у рижских федосеевцев явился обычай сводить браки в молельне, при посредстве наставников, с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением Апостола и Евангелия.
Польских федосеевцев, живущих в губерниях Ковенской, Сувалкской и Виленской, московские федосеевцы приемлют в общение через исполнение шестинедельного поста — за то, что те приемлют новоженов на исповедь. Такой же чиноприем московские федосеевцы допускают и по отношению к федосеевцам рижским и петербургским.
Федосеевцы считают, что в мире воцарился Антихрист, однако представляют его не как конкретную личность, а как духовное явление. Как и другие беспоповцы, федосеевцы считают, что благодати больше в мире не существует, поэтому не может быть священства и таинств евхаристии и брака священниками совершаемых. Из таинств сохранены лишь крещение и исповедь, но совершаются они мирянами.
Федосеевцы крайне враждебно относились к государству, на котором по их мнению лежит печать Антихриста, и требовали от членов своего толка избегать всяких контактов с властями. Они, в отличие от поповцев и большей части поморцев, не приняли молитву за царя. Во главе федосеевских общин стоят миряне имеющие звание наставников.
Общая численность федосеевцев ок. 200 тыс. чел. Подавляющее большинство из них русские.
Литература
- Смирнов П.С., Беспоповщина, Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, Петроград : Т-во А. П. Лопухина, Т. 2: Археология - Бюхнер, 1901, стбб. 311-320 :
- Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество, Москва: Издательство «Мысль». Редакции философской литературы, 1979, с. 15, 19, 22, 25, 29, 32, 40-49, 84-85, 89, 94-95, 103, 119, 124:
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- Народы и религии мира: Энциклопедия, М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.