В Таджикистане подсчитали число мечетей в стране

05.08.2010 В Таджикистане закончилась регистрация религиозных организаций и конфессий. Она показала: с начала года в стране появились 364 новых мечети для пятикратного совершения намаза. Эксперты считают, что эти данные свидетельствуют об исламизации таджикистанского общества. Роль государства в этом процессе они оценивают по-разному, но ясно одно: зарегистрировать молельный дом стало проще - достаточно присутствия 10 учредителей из числа граждан страны и общины, насчитывающей 100 и более человек.

99 процентов населения Таджикистана исповедуют ислам. Большинство жителей - сунниты ханифитского толка, это официальное течение мусульманской религии в стране. В республике действует и 200-тысячная община исмаилитов. Все они могут иметь свои учреждения, говорят власти, апеллируя к статистике. "В стране действуют 27 центральных мечетей, 325 соборных мечетей, 3 тысячи 334 мечети для пятничного намаза и одна Джамоат-хона - религиозная община исмаилитов. Соборные мечети могут самостоятельно выбирать имамов - руководителей религиозного объединения. Они могут иметь печатный орган и издательство для выпуска литературы по исламу", - поясняет член Комитета по делам религий при правительстве Таджикистана Саидбег Махмадуллоев.

Религиозные объединения могут создавать свои школы и гимназии. Но домашнее религиозное обучение власти запретили и даже без промедления стали отлавливать содержателей "школ на дому". Всего в Таджикистане сегодня действуют 19 официально разрешенных медресе.

Религиозная политика властей вызывает неоднозначную оценку экспертов. С одной стороны, открытие мечетей и увеличение числа верующих в стране идет именно с подачи властей. Именно власти инициировали в прошлом году мероприятия, посвященные году мыслителя и богослова Имама Аъазама и объявление Душанбе в нынешнем году столицей исламской культуры. Наконец, в республике законодательно закрепили за ханифитским течением ислама статус официальной религии. Член Гегелевского общества, философ Искандар Асадуллаев считает действия властей попыткой контролировать сверху религиозные процессы в обществе. "Государство с одной стороны очень много внимания уделяет духовному, в частности, религиозному развитию человека, с другой стороны власти делают все, чтобы не было радикализма и экстремизма в этой сфере", - подчеркивает ученый. С другой стороны, прессингу подвергаются те религиозные деятели, которые нелояльны властям.

Редакция текста от: 05.08.2010 17:05:16