Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Москве открылась конференция «Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии»

24.02.2010 Совместная российско-германская конференция на тему: «Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии» открылась 24 февраля в агентстве РИА Новости. Конференция организована Фондом им. Конрада Аденауэра в Москве и Московским патриархатом. Участники форума ставят перед собой задачу обсудить опыт России и Германии в решении вопросов правовой основы преподавания религии в государственной школе, подготовки педагогических кадров, разработки учебно-методической литературы для преподавания соответствующих курсов и другие актуальные проблемы.

Форум открыл председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион. В своем вступительном слове он обосновал несостоятельность исключительно материалистического подхода к проблемам общественного развития и, в связи с этим, подчеркнул, что «религиозная мотивация должна занимать достойное место в стратегиях общественного развития» как в России, так и в других странах. «Важно, чтобы нравственно-ориентированное поведение человека закладывалось в период формирования личности», - сказал митрополит Иларион. По его словам, в России религиозное образование возвращается в систему школьного образования. В связи с этим самой главной задачей Русской Церкви на сегодняшний день он считает «содействие преподаванию религиозной культуры на высоком профессиональном уровне», т.е. проблему подготовки кадров преподавателей нового курса религиозной культуры, который в порядке эксперимента вводится в школах 19 регионов РФ в апреле этого года.

Посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид, приветствуя участников конференции, отметил, что в Германии существует долгая традиция преподавания религии в школе, что предусмотрено Конституцией страны и осуществляется под контролем государства. Однако новые социально-исторические процессы ставят перед отлаженной системой образования новые вопросы. Например, обеспечивая равноправие религиозных объединений в преподавании своей традиции, государство демонстрирует свою готовность к введению курса ислама в школе. Вместе с тем, «нам пока не хватает собеседника с исламской стороны», сказал дипломат, имея в виду отсутствие достойных учебников и методической базы для преподавания исламской культуры. Кроме того, объединение Германии заставило адаптировать некоторые религиозные курсы для школ Восточной Германии с учетом прерванной традиции религиозного образования в период социализма (например, они называются «уроки ценностей»). Выходец из Восточной Германии, руководитель представительства Фонда им. Конрада Аденауэра в Москве Ларс Петер Шмидт добавил, что, по его наблюдениям, те восточные немцы, которые сохранили традиции семейного христианского воспитания, после объединения Германии «внесли более значимый вклад в развитие общества».

Советник председателя Совета Федерации РФ Александр Щипков передал приветствие Сергея Миронова участникам форума. Выступая «от себя», он выделил несколько важных аспектов преподавания религиозной культуры в школе. Так, А.Щипков считает необходимым выделить религиозную культуру в отдельный курс, не ограничиваясь интегрированием его элементов в другие школьные курсы. Кроме того, он заметил, что образование не может быть «нравственно нейтральным»: или оно основано на традиционных религиозных ценностях, или базируется на принципах секуляризма, что с неизбежностью приведет к новой версии «союза воинствующих безбожников».

В западных странах никто не навязывает детям в школе «вульгарно-секуляристского религиоведения», которое не имеет «никакого нравственного потенциала», продолжил тему в своем докладе директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин. Проанализировав целый ряд моделей преподавания религии в разных странах Европы, он отметил, что в большинстве стран детей обучают «своей» религиозной традиции, а также дают представления о «религии соседей». Кроме того, в европейских моделях для становления российской системы религиозного образования могут быть важны такие моменты, как: контроль за преподаванием религиозных предметов не только со стороны государства, но и религиозных организаций; сотрудничества религиозных общин и государства в подготовке учителей и пособий; продуманная система обеспечения добровольности выбора религиозного предмета родителями и учениками; отсутствие в программах положений, унижающих кого-либо по религиозному принципу и т.д.

Доктор теологии, профессор Ганноверского университета Харри Ноорманн в своем сообщении показал, как, несмотря на сложившийся характер религиозного образования в Германии, процесс поиска оптимальной его модели не прекращается. Он также акцентировал внимание на том, каким образом в Германии в системе школьного образования разрешается противоречие между заявленными в Конституции свободой вероисповедания, с одной стороны, и свободой не исповедовать никакой религии, с другой. Семьи, не относящие себя ни к какой религиозной традиции, могут выбрать для ребенка альтернативу в виде уроков этики, философии, религиоведения или курс «Ценности и нормы». Варианты альтернативы в каждой из земель Германии свои. Кроме того, в системе образования не утихают споры о том, какой характер должно носить преподавание религии в школе: катехизационный (обучать детей «истине») или информировать о религии как о «факте» (внеконфессиональный подход). В любом случае, для дискутирующих сторон в Германии одинаково очевидно, что «без преподавания религии нельзя обеспечить образование в полной мере», отметил профессор Ноорманн.

Конференция будет проходить в течение двух дней - 24-25 февраля. В числе докладчиков - председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин; заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых); профессор Московской Духовной академии и семинарии, протодиакон Андрей Кураев; ответственный секретарь Координационного совета по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки Любовь Гармаш; председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда; директор Института экуменических проблем института Й.-А. Мёллера Йоханнес Ольдеманн; профессор Ганноверского университета Ульрих Беккер; главный церковный советник, референт по вопросам Церкви и школы в Управлении по делам Евангелической Церкви Германии Маттиас Оттэ и другие.

Благовест-инфо / Седмица.Ru

Редакция текста от: 24.02.2010 00:00:00