Министр культуры России считает, что передача икон в храмы возможна при соблюдении условий их хранения

08.12.2009 Иконы могут передаваться из музеев в храмы, если с такой просьбой обращается Московская Патриархия, при этом должны учитываться условия временного хранения, а также состояние самой иконы. Об этом, как передает РИА Новости, заявил министр культуры РФ Александр Авдеев.

"Министерство по этому вопросу занимает следующую позицию: во-первых, иконы передавать можно, когда о них просит Патриарх, во-вторых, передавать лишь только в том случае, когда условия временного хранения иконы в храме не хуже, чем в музее, по тем же температурным и климатическим стандартам", - сказал А.Авдеев.

По его словам, "самое главное, когда сам музей в лице экспертного совета это разрешает с учетом состояния иконы". По словам Авдеева, "министерство не имеет командных функций в этом вопросе".

Комментируя ситуацию с передачей иконы из Русского музея в храм при элитном коттеджном поселке на Рижском шоссе в Подмосковье, глава ведомства отметил, что это произошло по просьбе Патриарха и рекомендации министерства. Кроме того, экспертный совет вынес решение, что икона находится в хорошем состоянии, и ее можно отвезти на временное хранение.

"В последнее время в прессе, когда писали об этом случае, акцентировали внимание на то, что речь идет о новом храме рядом с коттеджным поселком. Куда передавать икону, решает сама Патриархия, и не наше дело комментировать, идет ли речь о новом или старом храме, вблизи поселка либо вдали от поселка - это все внутреннее дело Московской Патриархии", - сказал А.Авдеев.

Он подчеркнул, что министерство относится с большим уважением к просьбам Московской Патриархии, а Патриархия - к заключениям экспертного совета музея.

Икона "Богоматери Торопецкой" XII-XIV вв. из Русского музея была перевезена в храм св. Александра Невского при коттеджном поселке "Княжье озеро" в ночь на 3 декабря.

В "Княжьем озере" созданы все условия для хранения иконы - в частности, установлен специальный киот, обеспечивающий оптимальную температуру и влажность. Разрешение на временное хранение выдано сроком на полгода. Икону перевезли в специальном музейном автомобиле, позволяющем поддерживать необходимый уровень температуры и влажности.

Как заверил директор Русского музея Владимир Гусев, если через некоторое время окажется, что икона "с трудом "привыкает" к новому месту, ее вернут в музей".

Православная Церковь приветствовала принятое Русским музеем решение временно расстаться с иконой. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский отметил, что эта почитаемая икона более 70 лет находилась в запасниках и не выставлялась, и "любой повод открыть такой образ для молитвенного поклонения воспринимается служителями церкви, верующими людьми положительно".

"Богоматерь Одигитрия", именуемая "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой", датируется предположительно XII-XIV вв: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, затем утрачена и в XIV веке восстановлена псковским иконописцем. По мнению реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик св. Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел.

До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а оттуда уже отослали в 1930 году в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства застройщика поселка "Княжье озеро", президента группы компаний "Сапсан" и мецената Сергея Шмакова, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 08.12.2009 00:00:00