В Москве проходит международная конференция "Новые Иерусалимы"

29.06.2006 Представительный международный научный форум "Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре" проходит в эти дни в Москве. Конференция открылась 27 июня в Истре, где зарубежные и российские участники смогли ознакомиться с уникальным историко-художественным комплексом Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Симпозиум приурочен к празднованию 350-летия этого памятника и организован Научным центром восточно-христианской культуры совместно с Историко-архитектурным и художественным музеем "Новый Иерусалим" и Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). С 28 по 30 июня участники проводят заседания в конференц-зале Инженерного корпуса ГТГ.

Как сообщает пресс-служба ГТГ, всего будет прочитано 36 научных докладов. Помимо российских специалистов, в симпозиуме принимают участие ведущие исследователи - историки, искусствоведы, филологи, литургисты - из США, Израиля, Германии, Италии, Англии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Армении и других стран. По исключительности замысла проект "Нового Иерусалима" под Москвой не знает себе равных в мировой культуре. Однако он является продолжением и отражением многовековой традиции создания "Новых Иерусалимов", которая с раннехристианских времен существовала и на Востоке, и на Западе. Главная задача симпозиума - всесторонне проанализировать эту традицию, фокусируя внимание на теме перенесения сакральных пространств. Как отмечается в пресс-релизе симпозиума, с точки зрения методологии форум развивает принципы иеротопии, согласно которой создание сакральных пространств должно быть рассмотрено как особая сфера творчества и самостоятельный раздел истории культуры.

Первое заседание в ГТГ 28 июня прошло под председательством профессора из Болгарии Элки Бакаловой - одного из самых известных в мире исследователей византийского искусства. Первым выступил молодой ученый из Румынии Петре Гуран с докладом "Византийский "Новый Иерусалим": сакральное пространство и политическое богословие". Главная идея доклада - необходимость рассматривать концепцию Нового Иерусалима в политическом и идеологическом контексте каждой эпохи. Автор рассмотрел ее на примере Константинополя как воплощения "имперского Нового Иерусалима".

Большой интерес и множество вопросов вызвал доклад Алексея Пентковского "Иерусалимская литургическая традиция и "иерусалимизация" сакральных пространств". Ученый охарактеризовал иерусалимскую литургическую традицию как локальную ветвь в рамках антиохийского литургического пространства, однако имеющую существенную особенность: богослужение совершалось на исторических местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Исследователь делает вывод о том, что перенесение в Византию элементов иерусалимской литургической традиции в виде текстов или особой манеры их исполнения "не привело к образованию нового сакрального пространства или к иерусалимизации уже существующего". Однако проявления так называемой "частной иерусалимизации" (например, перенесение реликвий или создание реплик Анастасиса - храма-ротонды на месте Воскресения Христа) в большей степени влияли как на возникновение сакрального пространства, так и на иерусалимизацию типикона. Свидетельства об этом можно найти в тексте VIII в., приписываемом Патриарху Герману, - этот памятник является своеобразным первым подробным "руководством по иеротопии": он призывает молящихся в храме восстанавливать образы сакрального иерусалимского пространства, идентифицируя алтарь с пещерой Рождества, престол - с Гробом Господним, амвон - с отваленным от Гроба камнем и т.д.

Сравнительный анализ резных изображений в иерусалимских погребениях представила Эмма Мааян-Фанар в докладе "Кладбище как Новый Иерусалим: иудейская и христианская концепции двух уникальных некрополей Святой Земли". На примере иудейского погребения в Бет-Шарим и раннехристианского в Шафарам автор рассматривает связь раннехристианских и традиционных иудейских мотивов. Выдвигая гипотезу о принадлежности второго погребального комплекса евреям-христианам, автор предлагает расценить эсхатологическое послание в камне как "христианский визуальный ответ иудаизму".

Разнообразная тематика докладов, представленных на симпозиуме, позволяет понять, насколько широко образ Нового Иерусалима был представлен в культуре разных народов в различные эпохи. Ряд докладов посвящен древнерусской культуре: Л.А. Беляев "Иерусалим видимый и невидимый: типология отражений Святой Земли в древнерусской культуре", А.Л. Баталов "Иерусалимский образец в древнерусской архитектуре: от символической образности к изображению сакрального пространства", Вл. В. Седов "Надвратный храм: иерусалимские и богородичные аспекты символического замысла", К.А. Щедрина "Саввино-Сторожевский Иерусалим", О.В. Чумичева "Соловецкий монастырь как старообрядческая альтернатива Новому Иерусалиму патриарха Никона". Доклады общего плана подготовили директор Научного Центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов - "Новые Иерусалимы. Создание образов Святой Земли как основа христианской культуры" и "Святой Огонь и перенесение Новых Иерусалимов: иеротопические и искусствоведческие аспекты", а также ученые из Германии - Аннет Хофман и Герхард Вольф - "Иерусалим как повествование и иконическое пространство". Прозвучат сообщения о роли католических монашеских орденов в воспроизведении Нового Иерусалима: Микеле Пичирилло "Роль францисканцев в перенесении сакральных пространств из Святой Земли в Европу" и Л.М. Евсеева "Бенедиктинская традиция в воспроизведении сакрального пространства Иерусалима". Свои Новые Иерусалимы были и на Балканах (об этом расскажет Елена Ерделян) и даже в США (Джеральд Карр. "Американские "Новые Иерусалимы" ок. 1780-1880 гг.") Материалы симпозиума будут опубликованы.

Симпозиум "Новые Иерусалимы" является частью большой научной программы по изучению содержательных основ восточнохристианской культуры, которая осуществляется Научным Центром восточнохристианской культуры, начиная с 1991 года. В рамках этой программы были проведены международные симпозиумы и изданы тематические сборники "Иерусалим в русской культуре" (1991), "Восточнохристианский храм: литургия и искусство" (1993), "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси" (1994), "Иконостас: происхождение - развитие - символика" (1996), "Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира" (2000), а также "Иеротопия. Исследование сакральных пространств" (2004).

Благовест-инфо/Седмица.Ru

Редакция текста от: 29.06.2006 00:00:00