Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Вышла в свет книга Александра Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)»

08.10.2009 В серии «Материалы по истории Церкви» в издательстве столичного Крутицкого подворья вышла новая книга Александра Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)», передает «Вода живая».

Возникнув в середине 1920-х годов, старостильный раскол стал одной из угроз единству мирового православия. Как страшная болезнь, он распространился далеко за пределы Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата, перестав быть сугубо «греческой схизмой».

Существуют реальные силы, поощряющие раскол. Часть из них отождествляет себя с Православной Церковью. Пускаясь в рассуждения об «апостасии», мировом заговоре, «готовящемся объединении всех религий в одну», раскольники подталкивают православных к слепому фундаментализму, разжигают необоснованные эсхатологические страхи, сеют злобу, подозрительность и недоверие. Псевдобогословские рассуждения настраивают духовенство и мирян против священноначалия, которое без веских оснований обвиняется в отступлении от истины.

Важно помнить, что враги Церкви - раскольники - проповедуют аскетизм без любви, который лишает людей духовного зрения, способен «иссушить и ожесточить сердце». Отсюда исходят присущие раскольниками гордыня, ненависть и злоба, чувство собственной исключительности, «истинности» стояния в вере.

По мнению исследователя, главной причиной возникновения «старокалендарной схизмы» является неглубокая укорененность в богословии и церковном предании. Святые отцы при разрешении календарных споров всегда ориентировались на принципы церковного единства и астрономической точности. Они никогда не возводили календарный вопрос на догматический уровень, что делают старостильники.

Автор прослеживает историю возникновения, развития, а в ряде случаев и самоликвидации раскольнических групп практически во всех Поместных Церквях - Константинопольской, Александрийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Кипрской, Чешской и Словацкой, Польской, Албанской, Американской.

Для российского читателя особый интерес представляют разделы книги, посвященные деятельности раскольников на канонической территории Московского Патриархата, а также истории взаимоотношений старостильников с Русской Зарубежной Церковью.

Автор опирается на большой круг источников и литературы: библиографический перечень насчитывает более 500 наименований.

Монография увидела свет благодаря программе поддержки молодых ученых, которую осуществляют Общество любителей церковной истории и отдел по делам молодежи Московского Патриархата.

«Нашему автору Александру Валерьевичу Слесареву всего 29 лет, но на его счету уже такое серьезное исследование. На мой взгляд, оно тянет на магистерскую диссертацию», - поделился своим мнением о книге главный редактор издательства Крутицкого подворья священник Илия Соловьев.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 08.10.2009 00:00:00