Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Паломническом центре Московского Патриархата завершились Первые Парфениевские чтения

08.06.2009 В Паломническом центре Московского Патриархата завершились Первые Парфениевские чтения. Чтения на тему: "Инок Парфений (Агеев) и русская духовная культура середины XIX века", организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящённые выдающемуся паломнику, духовному писателю и публицисту XIX века схиигумену Парфению (Агееву).

В торжественном открытии чтений приняли участие секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, игумен Николо-Берлюковского мужского монастыря игумен Евмений (Лагутин), настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов), генеральный директор паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёв, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук В.М. Гуминский.

Чтения открылись приветствием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к организаторам и участникам чтений, которое было зачитано епископом Егорьевским Марком.

Затем к собравшимся обратился игумен Евмений, настоятель Николо-Берлюковского монастыря - одного из организаторов чтений. По его словам, идея проведения Первых Парфениевских чтений была подсказана появившемся сегодня интересом в обществе к внутреннему и внешнему деланию схиигумена Парфения (Агеева), к его многочисленным публикациям. "Я думаю, что одной из наших следующих задач будет создание жизнеописания отца Парфения, которого до сих пор в полной мере нет", - отметил игумен Евмений. "Мы с вами собрались сегодня, чтобы все вместе открыть мир русской православной жизни, который отец Парфений нам открывает в своих произведениях, чтобы изучить и сделать его доступным для всех и использовать эти материалы для нашей духовной и паломнической жизни".

В своих выступлениях участники чтений постарались охватить широчайший круг исторических лиц и мест, связанных с именем схиигумена Парфения (Агеева) и его духовным наследием:

  • "Русское монашество на Афоне в середине XIX в.", игумен Никон (Смирнов), настоятель московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря;
  • "Духовная жизнь Киево-Печерской Лавры в середине XIX века", иеромонах Алексий (Коваль), преподаватель Киевской Духовной Семинарии, зав. библиотекой Киевской Духовной Академии и Семинарии;
  • "Взгляд из Иерусалима: архимандрит Антонин (Капустин) и схиигумен Парфений (Агеев)", Р.Б. Бутова, заместитель управляющего делами Императорского Православного Палестинского Общества,;
  • "Покровский Хотьков монастырь в XIX веке", инокиня Ева (Савицкая), насельница Покровского Хотькова женского ставропигиального монастыря;
  • "Сибирский крест инока Парфения (Агеева)", В.А. Майстренко, член Союза журналистов России, главный редактор издательства "Енисейский благовест";
  • "Святой праведный Даниил Ачинский. Житие и служба", протоиерей Геннадий Фаст, настоятель Успенского собора города Енисейска;
  • "Деятельность епископа Томского и Енисейского Афанасия (Соколова) на должности правящего архиерея Томской епархии с 1841 года по 1854 год (на примере Томской губернии)", А.В. Ананина, научный сотрудник отдела использования и публикации документов Государственного архива Томской области;
  • "Святой праведный Феодор Кузьмич Сибирский и купец С.Ф.Хромов", профессор, М.М. Громыко;
  • "Возвращение имени - академик архитектуры Николай Ильич Козловский (1791 - 1878)", А.Ф. Грушина, главный редактор журнала "Московский журнал. История государства Российского";
  • "Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) и его служение Церкви", И.Ю. Смирнова, литературный редактор Патриаршего издательско-полиграфического центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • "Никита Петрович Гиляров-Платонов", В.М. Гуминский, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН;
  • "Творческие материалы схиигумена Парфения (Агеева) в российских хранилищах (последние находки)", Ж.Л. Левшина, старший научный сотрудник Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки;
  • "Почитание преподобного Тимона Надеевского Костромского", Дмитрий Ремизов, студент Костромской Духовной Семинарии;
  • "О житии и трудах святителя Митрофана, первого епископа Воронежского", И.Н. Попов, кандидат богословия, преподаватель истории РПЦ Воронежской Духовной Семинарии;
  • "Ф.М. Достоевский и инок Парфений (Агеев)", С.Л. Шараков, директор воскресной школы храма Святой Троицы города Старая Русса;
  • "Благословенная душа. Иеросхимонах Парфений Киевский", И.М. Хрулева, московский краевед, автор книг об иеросхимонахе Парфении Киевском.

В рамках Первых Парфениевских чтений генеральным директором издательства "ИНДРИК" К.Ю. Вахом также была представлена только что изданная книга из серии об архимандрите Парфении "Инок Парфений (Агеев). Автобиография", которая в полном объёме представляет читателям автобиографию монаха Парфения и содержит уникальные сведения о семье и детских годах автора, а также о Сибирском периоде жизни отца Парфения в 1847-1854 гг.

Все выступления получили самый живой отклик у участников чтений и дополнялись интересными обсуждениями. Собравшимися была единогласно отмечена необходимость в следующих чтениях, посвященных изучению богатейшего духовного, художественного публицистического наследия схиигумена Парфения (Агеева).

В субботу 6 июня участниками чтений будет совершено паломничество в Николо - Берлюковский монастырь Московской епархии, где будет отслужена панихида по архимандриту Парфению. Паломники поклонятся монастырским святыням, включая пещерный скит, созданный трудами схиигумена Парфения, посетят святой монастырский источник.

Схиигумен Парфений (1806-1878) - был выдающийся духовный творец слова, оставивший нам в назидание свои объемные паломнические, исторические, проповеднические произведения. Уроженец Молдавии он с детских лет принадлежал к расколу, в юности принял постриг у старообрядцев, но, осознав в результате глубоких духовных размышлений и бесед с великими старцами - духовниками, перешел в православие. Принял постриг и схиму на Святой Афонской Горе, откуда по благословению старцев отправился в Россию. Настоятель Николаевской Берлюковской пустыни, основатель и строитель Преображенского Гуслицкого монастыря. Служение схиигумена Парфения (Агеева) было чрезвычайно разносторонним. Его подвиги были Евангельской проповедью, а писательские труды помогли раскрыть душеполезный смысл нетленных ценностей православной веры. Его книгами восторгались писатели Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, С.М. Соловьев, А.А. Григорьев, М.П. Погодин и М.Е. Салтыков-Щедрин. Несомненно, что, труды схиигумена Парфения (Агеева) составляют неотъемную часть русской культуры XIX в.

Паломнический центр Московского Патриархата / Седмица.Ru

Редакция текста от: 08.06.2009 00:00:00