Новая декларация Совета Европы запретила подвергать сомнению теорию Дарвина, усматривая в этом угрозу правам человека

12.10.2007 Европейские законодатели на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге (Франция) большинством голосов одобрили документ, в котором осуждаются попытки введения в школьные программы преподавания креационизма.

Этот вопрос уже неоднократно вносился в повестку дня, отражая тем самым беспокойства европейцев, связанные с усилением социально-консервативных тенденций в образовании. Собственно, голосование должно было состояться еще в июне, однако тогда оно было отложено по просьбе отдельных членов Совета Европы, считавших, что изначальный текст резолюции содержит нападки на религию. Теперь несколько изменений в тексте устранили эти недостатки. В результате "за" высказались 48 членов Совета Европы, "против" - 25, трое воздержались.

Креационизм (или, в новой его интерпретации, 'intelligent design' - "разумный план") - это учение (претендующее на научный статус), согласно которому жизнь и Вселенную создало некое Высшее Существо.

В докладе подчеркивается, что это "почти исключительно американское явление", однако некоторые его элементы уже неоднократно пытались укорениться и в Европе. Указывается также и на существование мусульманской (турецкой) версии креационизма (так называемого "Атласа креационизма" - "The Atlas of Creation"), распространяемой в школах Бельгии, Франции, Испании и Швейцарии.

По мнению авторов документа основная цель современных креационистов - это включение под видом науки некоторых сугубо религиозных идей в учебные курсы. "Однако креационизм не может претендовать на то, чтобы называться научной дисциплиной", - говорится в резолюции.

Докладчик ПАСЕ по вопросам культуры и образования, бывший министр образования Люксембурга Анн Брассёр (Anne Brasseur) сказала следующее: "Это не вопрос противостояния веры и науки, но необходимо уберечь веру от противостояния науке".

Как следует из текста резолюции, принятой ПАСЕ, школы отныне должны противостоять представлению идей креационизма на любых уроках, не связанных с преподаванием религии. Атака на дарвиновскую теорию эволюции, которая происходит в настоящее время, имеет в своей основе разновидность религиозного фундаментализма, это не только атака на науку в целом, но и на права человека, отмечается в документе. Правительствам советуют решительно воспротивиться преподаванию креационизма, отрицающего эволюцию видов путем естественного отбора.

Тем самым, парламентарии Европы продемонстрировали, что считают основой фундаментальных прав человека его происхождение якобы от обезьяны.

Критика защитников креационизма связана с тем вредом, – пишет газета The International Herald Tribune, – который наносит школьному образованию "навязывание религиозных догм". Отрицание какой-либо необходимости ознакомления учеников с "альтернативными" теориями связано с защитой интересов школьных образовательных программ и - в долгосрочной перспективе - интересов всего общества, оказывающегося в противном случае перед риском "радикального возвращения в прошлое", - говорится в сообщении UPI.

Как считают многие в ПАСЕ, Восточная Европа и страны бывшего СССР подвержены особой опасности, связанной с укоренением религиозного фундаментализма.

Отмечается, что на постсоветском пространстве уже зафиксировано судебное разбирательство по поводу включения в школьную программу креационизма. Петербургская школьница и ее отец обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека Божественной силой (креационизм) вместо, по их словам, устаревшего и ошибочного дарвинизма.

Грани.ру/Седмица.Ru

Редакция текста от: 12.10.2007 00:00:00